Богословие Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова — норма православного исповедания

св. Феофан Затворник

Св. Апостол и Евангелист Иоанн преимущественно пред другими Апостолами именуется Богословом,— по очевиднейшему исповеданию Бога Слова Богом,— по высоте созерцания и глубине ведения тайн Царствия Божия.— Почему в день, посвященный памяти его, приличнее всего учиться Богословию,— и учиться именно у него.— Блаженны слышавшие изустно слово его в Иерусалиме, Кипре, Ефесе, Патмосе и в Малоазийских Церквах.— Но мы не лишены возможности стать в ряды учеников его. Пред нами его Апостольские послания. Раскроем их и будем усвоять содержащиеся в них истины. Мы получим таким образом полный курс Христианского Богословия в существенных его чертах.— Если все истины, содержащиеся в посланиях Иоанна Богослова, свесть воедино, то они войдут под один обзор в следующем порядке:

Приступите и послушайте так, как бы вы стояли пред кафедрою его самого.

По природе своей и отпечатленному в ней характеру человек предназначен пребывать в общении с Богом. В этом его живот вечный, его полная радости жизнь (1 Ин. 1:3.4).

Но Бог свет есть, и тьмы в Нем нет ни единой. Почему, чтобы быть в общении с Ним, надо ходить во свете, как Сам Той есть во свете. Кто же ходит во тьме, тот перестает быть в общении с Богом, и хотя бы говорил, что имеет сие общение, ложь есть, и не творит истины (1:5-7).

Пока праотцы наши ходили во свете воли Божией, были в общении с Богом; но когда возлюбили тьму пожеланий своих, пали в грех, перестали быть а Боге.— В них и мы пали в ту же тьму и испали от Богообщения. Это такая непреложная истина, что кто не исповедует ее, кто говорит, что мы не согрешили, тот Самого Бога творит лжа,— в таком и слова Его нет (1:10). Нет. Если скажем, что не имеем греха, себя прельщаем, и истины нет в нас (1:8).

Но в грехе смерть и пагуба.— Что же творит любовь Божия?— Отец посла Сына Спасителя миру (4:14). Сына Своего Единородного посла Бог в мир, да мы живы будем Им (4:9).— И вот любовь Бога к нам! Мы не устояли в любви, а Он не перестал любить нас, и Сына Своего послал очищение о грехах наших (4:10). Теперь Ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа Праведника. И той есть очищение о грехах наших, не о наших же точию, но и всего мира (2:2). Он явился, чтоб взять грехи наши (3:5), и разрушить дела дьявола (3:8). В Нем живот, Он был у Отца и явился нам (1:2).

Так живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть (5:11).— Отныне таков закон правды и любви Божией, что имеяй и Сына Божия, имать живот; и не имеяй Сына Божия, живота не имать (5:12). Ибо кто имеет Сына, имеет и Отца (2:23) и Духа (3:24; 4:13) — Бога Триединого, в Коем источник живота.

Таковы законы Богообщения. А вот преимущество и плоды его. Пребывающие в Боге — именуются и суть чада Божия (3:1), кои, как рожденные от Бога, греха не творят. Ибо свет Его в них пребывает,— и они по роду своему приносят выну плод правды (2:24; 3:9; 5:18). Если же и согрешит кто, кровь Сына Божия очищает его от всякого греха (1:7). Кто исповедует грехи, тому оставляются они, и он чистым является от всякой неправды (1:9). Посему пребывающие в Нем, когда Он явится, не посрамятся, в пришествии Его (2:28), но будут иметь дерзновение пред Ним в день судный (4:17), ибо сие есть обетование, еже Сам обеща — живот вечный (2:2, 5).

Таков блаженный конец Богообщения! Сподобившись сего дара, употребим труд пребыть в Нем.— Тому, кто хочет пребыть в непрестанном общении с Богом, надобно соблюсти слово Его (2:5). Только соблюдаяй заповеди Его в Боге пребывает, и Бог в нем (3:24). И заповеди Его тяжки не суть (5:3).— Вот заповедь Его,— да мы веруем во имя Сына Его Иисуса Христа, и любим друг друга, якоже дал есть заповедь нам.

Первая заповедь, да веруем в Сына Божия.— Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе (4:15). Кто хочет Богу угождать без Господа Иисуса Христа, да слышит приговор себе: только тот имеет и Отца, кто имеет Сына. А всяк отметаяйся, яко Иисус есть Христос — отметается Отца и Сына.— И сей есть антихрист (2:22-23). Кто не верует в Сына, тот Самого Бога творит лжа, потому что не верит свидетельству, которым свидетельствовал Бог о Сыне Своем (5:10). Так — все, что вы слышали исперва, в вас да пребывает!— Если в вас пребудет, что вы слышали исперва, и вы в Сыне и Отце пребудете (2:24). Ибо всяк преступаяй и не пребываяй во учении Христове, Бога не имать: пребываяй же во учении Христове, сей и Отца и Сына имать (2 посл. 9).

Вторая заповедь, да любим друг друга.— Кто во Христе, тот должен и ходить так, как Тот ходил (2:6). А Он душу Свою положил за нас (3:16). Итак, возлюбленные, если так возлюбил нас Бог, и мы должны друг друга любити (4:11). Бог любы есть, и пребывая в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (4:16). Обманывает себя тот, кто говорит — люблю Бога — и довольно.— Нет. Заповедь такова, чтобы любящий Бога любил и брата своего. Ибо кто не любит брата, которого видит, Бога, Которого не видит, как может любить (4:20). Обманывает себя и тот, кто говорит: буду любить братию,— и довольно. Нет. Таков закон, что чад Божиих истинно любит только тот, кто Бога любит (5:2). Кто не любит брата, тот пребывает в смерти. Потому и знаем, что мы перешли от смерти в живот, если любим братию. Кто же ненавидит брата, тот человекоубийца есть,— и не имеет живота вечного, пребывающего в себе (3:14-15). Так, братие, только тогда как любим мы друг друга, Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (4:12). Возлюблении, не уподобляйтеся злому, но благому, ведая, что только благо творяй от Бога есть, а зло творяй не виде Бога (3 посл. 11). Если кто имеет богатство мира,— и, видя брата нуждающегося, затворит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем.— Чадца моя, не любим словом, но делом и истиною (3:17-18).

Таково светлое блаженное братство чад Божиих.— Те же, кои не веруют в Господа Иисуса Христа, не приемлют учения Его или, принимая его, чужды духа Его по жизни и настроению сердца, составляют пагубный мир, лежащий во зле, который зло мыслит, зло творит и на зло поучает других (5:19). Братие! не любите убо мира, ни яже в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей.— Все что в мире — похоть плотская, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от дьявола есть. Но и мир проходит и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки (2:15-17). Не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть, яко мнози лжепророцы изыдоша в мире.— О сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, о коем слышали вы, что он идет, и ныне есть уже в мире (4:1-3). Дети, последняя година есть. Слышали вы, что антихрист грядет,— и ныне многие стали антихристами. Они от нас изыдоша, но не беша от нас (2:18-19). Кто приидет к вам из таковых и не принесет истинного учения Христова, не принимайте такового в дом, и радоваться ему не глаголите, чтобы не сделаться сообщниками делам его злым. Они от мира суть: сего ради от мира глаголют, и мир тех послушает.— А мы от Бога есмы: иже знает Бога, послушает нас: и иже несть от Бога, не послушает (4:5-6).

Мы — что слышали ушами нашими, что видели очами и что руки и осязали, то возвещаем вам о словеси животном.— И живот явися — и видехом и свидетельствуем и возвещаем вам живот вечный. Еже видехом и слышахом, поведаем вам, да и вы общение имате с нами. Общение же наше с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом (1:1-3).— И Сам Бог свидетельствовал о Нем.— Если приемлемо свидетельство человеческое, свидетельство Божие более есть. Всяк веруяй в Сына имать свидетельство в себе (5:9-10). Кто стоит в истине, знает истину. Вы помазание имеете от Святого, и весте вся (2:20). И вы, еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем.

Таков, братия, вкратце весь курс Христианского Богословия! Приняв его, как от уст самого Апостола, будем крепко держаться его.— Ныне вемы, яко Сын Божий прииде в мире и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (5:20). И ныне, братие, пребывайте в Нем: да егда явится, имамы дерзновение и не посрамимся от него в пришествии Его (2:28). Аминь.

8 мая, 1862 года.

В день святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Публикуется по изд.:

св. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. СС. 24-27

Богословие Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова — норма православного исповедания: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.