Предостережение от увлечений новизнами

св. Феофан Затворник

Обходя град ваш и осматривая храмы ваши, я не мог не видеть так ясно на всем отпечатлеваемую вашу любовь к святой вере и Церкви, не мог не приметить и духа искреннего благочестия одушевляющего вас. Радуюсь сему, как обретший корысть многую и благодарю всемилостивейшего Господа, так вас настраивающего, моля Его благость — сохранить в вас тот же дух до времени последнего Его пришествия, чтобы неукоризненными вам явиться и в последний день пред лицом всего мира.— Но изъявляя такую радость о вас пред вами же, не могу скрывать и опасений мои за вас, да не како истлеют разумы ваши от простоты,— не уклониться бы вам на распутии — к понятиям и делам неплодным. Потому обязанным себя считаю сказать несколько в отношении сему слов в предостережение вам…

Блюдитесь, братие, паче всего от того, чтоб не погас в вас дух ревности по святой вере и жизни Богоугодной. В вас он есть и есть преимущественный. Но как много духов вошло в мир,— и всякий дух ищет преобладания; то и смотрите,— не увлечься бы каким не к славе Божией и не в похвалу себе.— Нельзя жить без духа жизни; живущий чем-нибудь да воодушевляется. Свойственный нам дух есть дух Христов, который один и должен одушевлять нас, подчиняя своей власти все другие и делая их служебными себе орудиями. Дух Христов вам ведом, как Христианам.— Это — все творить во славу Божию и спасение свое. Противоположный ему есть дух мира, по которому, в Богозабвении, неутомимо действуют, гоняясь за пустыми мечтательными целями, никогда их не достигая и никогда не услаждаясь покоем сего достижения. Иначе именуется он духом лестчим, который под разными благовидностями увлекает многих, преобразуясь в Ангела светла.— Например, нельзя не иметь чего-либо. Но кто с забвением Бога и Его святого закона предается любоиманию, тот воодушевлен недобрым духом.— Стяжевай; но по Богу и для Бога. Нельзя не иметь приятностей в жизни: иначе жизнь не жизнь. Но кто поставляет целью одни утехи и удовольствия, тот не на добрый уклонился путь. Надо иметь доброе имя. Но кто о том только и хлопочет, чтобы слышать добрые отзывы или шум льстящей молвы, тот преследует мечтательную цель. Все это неправые духи, из которых каждый разрождается во многих отраслях и видах, которых и исчислить не возможности. Одно общее всем им — отклонять от Бога и, погружая в Богозабвение, погашать ревность о спасении.— Всего такого блюдитеся, храня живый еще в вас истинный дух Христианства.

Храня же дух ревности по вере,— блюдитеся далее, чтоб не истощать силы сего духа понапрасну, не тратить их на то, что ни славы Богу, ни спасения душе не приносит. Много есть вещей и дел, кои кажутся хорошими, не будучи таковыми на деле. Вы знаете, как это возможно и в каком отношении возможно. Во избежание ошибок вот как поступайте: все с советом творите, делах торговли, например, вы советуетесь с искусными торговцами, в делах мастерства — с искусными мастерами. А в делах веры и благочестия советуйтесь с теми, кому поручено блюдение их в мире Христианском и созидание их в душах ваших. Конечно, лучший советник вам самый дух благочестия. Но, с одной стороны, не у всякого может быть он в силе, с другой,— есть много уже примеров уклонения к неправым направлениям, которые, судя по лицам и местам, где встречаются, кажутся правыми.— Долго ли потому попасть в ошибку? Ныне многие увлекаются новизною… но не все новое хорошо, как и многое из старого отжило свой век. Надо разбирать. Старое, однакож, как испытанное, всегда лучше нового, еще неиспытанного.— В делах же веры и благочестия, чем что старее, тем лучше, или даже — старое — то и есть самое верное. Конечно, неизменим должен оставаться только дух, но и во внешнем выражении сего духа очень многое так существенно и близко к духу, что коснуться его нельзя иначе, как с ущербом для самого духа.— Дыхание, например, есть внешнее выражение жизни. Но дышит человек с самого сотворения все одним и тем же воздухом.— Такого же рода все почти и во внешнем облачении нашей веры и Церкви. Здесь очень мало такого, что можно сравнить с покроем платья или образом шитья его. Да и какая нужда изменять, например, рисунок иконы, или ноты в напевах?— особенно когда старое созидает, а новое разоряет.— Европа нас сводит с ума; но Европа почти вся и во всем своем составе оязычилась.— Не лучше ли оставить ее себе самой? Истинный свет пришел к нам из Византии. И мы не маленькие,— не вчера вышли на свет. Скоро уже тысяча лет, как веруем в Господа и содержим Его святой закон. И в этом пусть другие у нас учатся, как и следует: ибо истина у нас.

Я коснулся сего не за тем, чтоб заставить вас и внешнее ставить наравне с внутренним. Нет. Всякому свое, и внутреннее всегда выше. Но тут новое предостережение: блюдитеся, чтобы предаваясь заботам о внешних делах благочестия, не забыть внутреннего духа его; но блюдитесь и того, чтобы под предлогом предпочтения внутреннего внешнему не оставить совсем внешнего.— Внешнее без внутреннего еще бывает, а внутреннее без внешнего никогда. Видали ль вы когда силу растительную без видимого тела растения?! А тел растений — дерев, сколько есть без внутренней жизни?! Внешнего не оставлять — это закон. Но да не будет нам — останавливаться и на нем одном, а под ним — под его влиянием, руководством и указанием зреть и внутренне. Внутреннее веры слагается из ведения святой веры и соответственных ему дел,— или из совокупности здравых понятий и святых чувств и расположений.— Обращаю особенно ваше внимание на собрание здравых о всем понятий, или на разъяснение для себя истин святой веры. Смотрите, как учения мирские распространяются! И сколько пишется и выпускается книг, духом мира пропитанных! Расширяется и уменье читать все более и более. Не будьте же слишком падки на мирскую письменность. Есть, конечно, там и хорошее, но есть много и нехорошего. Предостеречь вас считаю своим долгом: не увлекайтесь тем чтением.— Без просвещения нельзя оставаться. Но надо различать свет от света. И курящаяся во тьме навозная куча издает какой-то свет. Но что это за свет?!— Светильник, сияющий в темном месте, по Апостолу, есть откровение Божие,— или совокупность учения, содержимого и предлагаемого святой Церковию.— К нему стремитесь, его усвоить поревнуйте,— и будете истинно просвещенными… Братие, поберегитесь! Много злых учений ныне распространяется.— Противопоставьте же им ведение истины. Слушайте беседы, которые будут говориться здесь — в сем храме каждое воскресенье,— позаботьтесь приобретать книги по указанию ваших пастырей, читайте, беседуйте, размышляйте. Слово Божие да вселяется в вас богатно. И будете ходить во свете, как сыны света и дня: тьма вас не имет, и вы никогда не поткнетесь.

Если поревнуете о таком просвещении, то в нем найдете руководство и к тому, как вообще соразмерять внутреннее с внешним,- как избежать напрасной траты сил духа ревности по вере и как сохранить самый сей дух. То есть, явитесь и будете являться всегда такими, какими подобает вам быть пред лицом Бога и мира Христианского. Господь да благословит вас тако тещи, да постигнете, и, явльшуся Пастыреначальнику, приимете неувядаемый славы венец, его же уготова Господь любящим Его,— и искренно ревнующим о славе Его и спасении душ своих. Аминь.

7 июня, 1860 г.

В г. Козлове, в соборе.

Публикуется по изд.:

св. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. СС. 22-24

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.