Истинное исповедание Христианское состоит в том, чтоб исповедать Иисуса Христа Богом вседушно — умом, волею и сердцем,— и где нет сего, там арианство

св. Феофан Затворник

Ныне св. Церковь воспоминает св. Отцов, прославившихся твердостию исповедания веры в Божество Господа нашего Иисуса Христа, защищавших сей догмат и утвердивших его на первом Вселенском соборе. Предлагаются вниманию нашему и чествованию св. Отцы для того, чтобы их ревностию воодушевить и нас стоять до крови за Божество Господа и Спасителя нашего,— с мужеством вооружаться против всего, что восстает против Него.— Как же мы можем выполнить в настоящее время сие внушение матери нашей — Церкви?

I_Vsel_sobИзвестно вам, что богохульно проповедовал нечистый Арий? Он проповедовал, что Спаситель наш не есть истинный Бог, хотя величал Его самыми высокими титулами. Такое учение стремилось уничтожить самое Христианство, как единственный путь к спасению. Ибо, если Спаситель не Бог, то нет нам спасения. За тем и воплотился единородный Сын Божий и Бог, что премудрость Божия не находила иного удобнейшего способа к нашему спасению. Мы — едино с человечеством Господа Иисуса Христа; человечество в Господе ипостасно соединено с Божеством Его и в Нем с Триединым Богом. Верующие становятся едино тело с Господом, и как Господь един с Богом, в Троице поклоняемым, то и все верующие чрез Него входят в единение или приискреннее общение с Триипостасным Богом. В сем состоит вся тайна спасения! Аз во Отце, говорит Господь к ученикам,— и вы во Мне. Почему молился к Отцу: да вси едино будут: яко же Ты, Отче, во мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут.

Так видите, что отвергая Божество Господа и Спасителя нашего, Арий покушался уничтожить самое необходимое звено в цепи воссоединения нас с Богом, оставляя нас в прежнем мрачном отдалении от Бога,— или, что то же, с Евангелием в руках он хотел подрывать основания Христианства.

Вот отчего и восстали против него тогда все, повсюду ревновавшие об истинном спасении святые Отцы,— все, которые самым делом желали содействовать спасению, а не мудрствовать только о нем. Этим они показали и нам пример,— тоже своим образом,— в наших обстоятельствах,— всячески защищать Божество Господа и Спасителя нашего и вооружаться против всего, что противно Ему. Ибо много врагов у Господа,— или у спасения нашего,— и было и есть. Арианство гласное давно исчезло; но негласно ходит по миру Христианскому и собирает себе жертвы,— из круга невнимательных к делу спасения,— больше же всего из круга тех, кои слишком много доверяют себе самим. Прошу вникнуть в следующие мысли:

Исповедающие Божество Господа всем существом своим поклоняются Ему, яко Богу,— поклоняются своим умом, своею волею и своим сердцем, вносят Его в свою внутреннюю храмину и посаждают Его, как на Херувимах,— на всех силах своего духа, так что сии последние никакого движения не имеют иного, как то, которое дает им восседящий на них Господь. В этом существо исповедания Господа и Спасителя нашего Богом, а не в одном устном прочитывании: верую и во единаго Господа Иисуса Христа и т.д. Можно, и читая сие, быть внутренне,— по настроению своего духа — арианином… Итак, исповедуя Божество Господа, надо иметь Его Богом ума, Богом воли и Богом сердца.

Ум имеет Богом Господа, когда беспрекословно приемлет все, принесенное Им на землю и чрез Апостолов проповеданное учение… Если у кого Господь есть Бог для ума, то как может он не только говорить, но и помышлять, что — противное ясному Его учению? Когда Бог говорит, тварь молчаливо должна принимать слово Его в закон себе. Итак, если кто не принимает чего из учения Христианского или принимает не все,— или, принимая что, суемудрствует о том,— того ум не признает Христа Богом — недугует арианством. Не то сие значит, чтобы противно было Господу знать и другое что, кроме Христианского учения, а то, что Христианское Учение должно стоять во главе и руководить всем. Усвой себе сие Учение и с ним иди в область всех других познаний, отвергая все несогласное с ним. Кто действует так, тот истинно поклоняется Господу умом, яко Богу; кто иначе — тот арианствует.

Воля имеет Господа Богом, когда беспрекословно подклоняет выю свою под иго спасительных Его заповедей,— или когда терпеливо и благонадежно идет путем спасения, который учрежден Господом и Спасителем,— не изобретая в самонадеянности своих самодельных путей.— Мы с вами выясняли однажды,— в чем состоит сей путь.— Повторю вам: прияв Божественные силы в Таинствах и возгревая их чрез все священнодействия Церкви, иди, при свете веры, путем заповедей, под руководством пастырей,— и спасешься.— Кто смиренно подчиняется сему спасительному игу,— тот поклоняется Спасителю, яко Богу,— кто действует иначе, тот арианствует.— Не то сие значит, чтобы только и позволительно было нам, что ходить в показанном чине. Нет. Но настрой свое внутреннее по показанной программе, и потом — действуй под ее освящением и под ее руководством во всех кругах, где можешь действовать,— в семействе, в торговле, в воинствовании, в гражданской службе, везде, где хочешь,— только не позволяй себе нарушить того чина, который Господом положен, как закон для нас, и как условие спасения нашего. У кого есть такое настроение, тот искренно исповедует Спасителя Богом; у кого нет, тот арианствует.

Сердце имеет Господа Богом, когда всецело прилепившись к Нему, Им единым услаждается,— и кроме Его — только тем, что носит явный отпечаток Его лика, Его свойств, Его благоволения и особенной близости… Вы уже догадываетесь, к чему это ведет. Господь обитает в Церкви. Церковность есть облачение Его,— есть след вони Его… Сердце, любящее Господа, здесь только и находит сладость и покой… Услаждается пением только духовным, живописью духовною, действованием духовным, то есть священнодействиями;— поэзиею духовною,— то есть церковными песнями… Тут — рай того сердца, которое Господа имеет Богом своим. Не то сие значит, чтоб нам непозволительны были никакие удовольствия — эстетические или даже телесные… Нет. Непозволительно только отрывать сердце от Господа и прилеплять его к чему-либо кроме Его.— Настрой сердце свое так, чтоб оно находило истинное — ублажающее — услаждение только в вещах Божественных и во всем Боголепном учреждении церковном на земле,— и потом смотри,— какие удовольствия укрепляют и возвышают сие услаждения, те принимай и вкушай, а какие ослабляют его и погашают, те отвергай. Кто так действует, тот имеет Господа Богом сердца своего; а кто иначе, тот арианствует.

Такой урок предлагает нам ныне св. Церковь. Она внушает нам: поклоняйтесь Господу Иисусу Христу, яко Богу, умом вашим,— и не понимайте иначе вещей, как так, как Он изобразил в Божественном учении Церкви, или — согласно с тем и по руководству того. Поклоняйтесь Ему, яко Богу, волею,— и не учреждайте себе другого порядка жизни, как тот, который им учрежден — во спасение наше.— Поклоняйтесь Ему, яко Богу, сердцем,— и не находите вкуса ни в чем, кроме Его и Божественных вещей, кои суть след Его.— Помните, братие, что в Христианстве главное не слово звучное и не внешнее дело,— а внутреннее настроение.— Господь есть Бог для нас,— когда Он есть начало для наших познаний Своим учением, начало для наших предприятии — Своими заповедями,- и начало для наших эстетических удовольствий — благообразным устроением Церкви У кого нет сего, тот арианствует, для того Господь — не Бог. Если не Бог, то и не Спаситель.- А кому Иисус Христос не Спаситель тот есть жертва погибели и подлежит осудительному определению 318 Богоносных Отцов,— бывших на первом Никейском соборе — хотя внешне и принадлежит к Церкви Божией. Аминь.

15 мая, 1860 г.

В неделю Св. Отцов

1-го Вселенского собора.

Публикуется по изд.:

св. Феофан Затворник. О Православии с предостережениями от погрешений против него. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. СС. 14-17

Истинное исповедание Христианское состоит в том, чтоб исповедать Иисуса Христа Богом вседушно — умом, волею и сердцем,— и где нет сего, там арианство: Один комментарий

  1. Если бы Слово было тварью, то как имело бы Оно силу отменить Божий приговор и отпустить грех, когда у пророков написано, что это принадлежит Богу? Кто Бог якоже Ты, отъемляй грехи, >и оставляяй беззакония (Мих 7:18)? Бог сказал: земля еси, и в землю отъидеши (Быт 3:19), и люди соделались смертными. Посему возможно ли разрешить грех сотворенному? Напротив того, разрешает Сам Господь, как и сказал Он: аще не Сын вы свободит (Ин 8:36). И освободивший Сын действительно доказал о Себе, что Он — не тварь, не единый из созданных, но собственное Слово и образ Отчей сущности, потому что и вначале осудил грех Отец, и Он один отпускает грехи. Поелику Словом изречено: земля еси, и в землю отъидеши, то сообразно с этим тем же Словом и о Нем совершается освобождение и отменение осуждения. Св. Афанасий Великий. На ариан слово второе.

    Органической теории не нужна отмена Божиего приговора. Если Бог мог сказать только и тем разрешить клятву (согласно органической теории), то исправить человеческую природу можно так же, просто словом.
    Арианство не является противником органической теории.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.