Патриарх Варфоломей I

Πατριάρχης Βαρθολομαῖος, Δημήτριος Αρχοντώνης, Dimítrios Archontónis, Arhondonis,  Димитриос Архондонис (1940) известный деятель экуменического движения, модернист, представитель «экологического сознания», борец с Православием во имя толерантности.

В 1961 г. окончил Богословское училище в Халки. В том же году рукоположен в диаконы.

Варфоломей в турецкой армии.С 1961 по 1963 г. служил в турецкой армии.

С 1963 по 1968 г. обучался в папском Восточном институте в Риме, Экуменическом институте в Боссэ (Швейцария) и Мюнхенском университете. Защитил в папском Григорианском институте докторскую диссертацию «О кодификации священных канонов и канонических постановлений в Православной Церкви». Преподает в Григорианском институте.

В 1969 г. рукоположен в сан священника Патриархом Афинагором I, начинает преподавать в Богословском училище в Халки. Назначен помощником декана. В 1970 г. Патриархом Афинагором возведен в сан архимандрита в патриаршей часовне св. Андрея.

При Патриархе Димитрии П.В. в 1972 г. становится личным секретарем Патриарха. В 1973 г. – митрополит Филадельфийский. С марта 1974 г. член Патриаршего Синода, многих синодальных комиссий. В 1990 г. – митр. Халкидонский

22 октября 1991 г. избран Константинопольским Патриархом, интронизация состоялась 2 ноября.

На посту Патриарха П.В. следовал путем экуменического слияния Православной Церкви с иноверцами, глобалистского вовлечения Православия в политические, экономические и экологические проблемы мира сего. Активный участник «православно»-католического, «православно»-исламского, «православно»-иудейского диалога.

П.В. представлял Константинопольский Патриархат на многочисленных экуменических форумах, сопровождал Патриарха Димитрия во всех его зарубежных поездках, в т.ч. в 1987 г. в СССР. Принимал участие в Генеральных ассамблеях Всемирного совета церквей (ВСЦ) в Уппсале (1968), в Ванкувере (1983) и Канберре (1991).

С 1975 г. П.В. является членом комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство», на протяжении 8 лет был вице-президентом этой организации. В 1991 г. возглавлял делегацию «православных» экуменистов на 7-й Ассамблее ВСЦ в Канберре, где был избран членом ЦК и исполкома ВСЦ.

Организатор и участник межрелигиозной Всемирной конференции «Религия и мир» (Рива дел Гарда. Италия, ноябрь 1994). В ходе конференции призвал православных, католиков, протестантов, иудаистов, магометан, язычников-индуистов, буддистов и конфуцианцев не просто к примирению, а к союзу и совместным усилиям во имя духовных принципов экуменизма, братства и мира, поскольку все мы едины в Духе Единого Бога.

Под руководством П.В. состоялись консультации с представителями иудаизма в 1993 г. в Афинах и в 1998 г. в Израиле.

Участник межрелигиозной молитвы в Ассизи (2002).

Участник «православно»-монофизитского диалога. В 1992 г. признал т.н. «Египетский документ» 1989 г., утверждающий отсутствие разногласий Православных с монофизитами. Обвинил Патриарха Иерусалимского Диодора во вмешательстве в дела Константинопольской Патриархии, когда тот выступил против унии.

Совершил в 1995 г. визит к монофизитскому патриарху Эфиопскому, в ходе которого состоялось совместное празднование Богоявления. П.В. заявил в Эфиопии: Мы пришли сюда как братья к братьям во Христе, как члены единой древней и неразделенной Восточной Православной семьи, которая, к несчастью, утратила это единство пятнадцать веков назад, а сегодня ищет и находит единство по благодати Божией.

При П.В. было заключено т.н. Баламандское соглашение (1993 г.), или уния, которое признавало католическую церковь «церковью-сестрой» и легитимизировало деятельность униатских латинских церквей. Почетный член униатского Фонда Pro-Oriente.

27-30 июня 1995 г. П.В. совершил поездку к папе Иоанну-Павлу II в Рим. Во время встречи было объявлено о решении Патриархата продолжать братское общение и сотрудничество с католической церковью, была подписана совместная декларация Патриарха и Иоанна Павла II о перспективных задачах двустороннего диалога Константинополя и Рима.

В ноябре-декабре 2006 г. по приглашению П.В. состоялся визит папы Бенедикта XVI в Стамбул. Папа принял участие в совместных молитвах, присутствовал на Божественной Литургии в храме св. Георгия в Фанаре, читал «Отче наш». Папа и П.В. совместно молились, давали «лобзание мира» и благословляли молящихся. Во время этого же визита П.В. присутствовал и молился за мессой в католическом соборе Святого Духа, Стамбул.

Варфоломей I в Ватикане. Июнь 2008 г

В июне 2008 г. П.В. совершил официальный визит в Ватикан. В октябре 2008 г. молился вместе с папой в Сикстинской капелле в ходе межконфессиональной встречи, созванной для борьбы с фундаментализмом и за религиозную терпимость.

Заметное место в деятельности П.В. занимает пропаганда идей толерантности, «прав человека» и религиозной терпимости. П.В. выступал в Европарламенте (1994, 2008), на Генеральной Ассамблее ЮНЕСКО (1995), на международных форумах в Давосе (1999) и Пражском «Форуме 2000» (1999). Награжден Золотой медалью Конгресса США.

«Будем же продвигать глобализацию сотрудничества, диалога и любви вместо ненависти, фанатизма и антагонизма». Стамбул, 2004 г.

Организатор и участник Конференции «Мир и толерантность» (Стамбул, 1994 г.), собравшей христиан, магометан и иудаистов, в ходе которой была принята так называемая «Босфорская декларация». В ней утверждается, что преступление, совершенное во имя религии, есть преступление против религии.

Организатор (совместно с президентом Еврокомиссии Романо Проди) и участник межрелигиозной (Христианство, магометанство, иудаизм) встречи в Брюсселе «Мир Божий в мире» (2001). Конференция отвергла утверждение, что религия способствует столкновению цивилизаций и указала на роль веры в качестве конструктивной платформы для диалога между цивилизациями («Брюссельская декларация»).

П.В. выступал и на Всемирной конференции ООН против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости (Дурбан, ЮАР, 2001).

«Православно»-исламская встреча в Бахрейне в 2002 г. прошла под руководством П.В. На ней было признано необходимым преодолеть предрассудки и предубеждения, существующие между различными религиями («Бахрейнская декларация»).

В 2005 г. совместно с раввином Артуром Шнайером выступил в качестве организатора Стамбульской «Конференции по миру и толерантности».

П.В. последовательно отстаивает как общечеловеческие, так и естественные (экологические) ценности вообще. Поскольку Константинопольская Патриархия не имеет никаких реальных рычагов воздействия на ситуацию в Турции и где бы то ни было, П.В. избрал способ снискать себе дешевую популярность в качестве «зеленого Патриарха». Начиная с 1992 г., П.В. выпускает 1 сентября ежегодное Окружное послание о состоянии окружающей среды, в которых продвигает идею провозгласить этот день «днем молитвы о сохранении Божиего творения». В 1997 г. открыто провозгласил гностическую идею о связи духовности с экологией.

П.В. полностью принял алармистское мировоззрение экологистов. В 1995 г. он выступил в качестве инициатора демагогической «программы» по интеграции современных научных знаний об океанах с духовным подходом мировых религий к воде, в особенности океанской.

В ходе реализации этой антинаучной и кощунственной «программы» состоялись международные экологические семинары: на острове Халки «Окружающая среда и религиозное образование» (1994), «Окружающая среда и этика» (1995), «Окружающая среда и СМИ» (1996), «Окружающая среда и справедливость» (1997), «Окружающая среда и бедность» (1998).

Участвовал в экологических форумах в Японии и Великобритании (1995). В сентябре 1995 г. под председательством П.В. прошли торжества на о-ве Патмос (Греция) по случаю 1900-летия Откровения ап. Иоанна Богослова. В связи с этим были созваны: Священная ассамблея Предстоятелей Православных Церквей, направившая окружное послание всему миру; Международный симпозиум по проблемам охраны океанов. Делегация Русской Церкви отказалась принять участие в ассамблее в связи с раскольническими действиями Константинопольского Патриархата на канонической территории Русской Церкви.

Совместно с Жаком Сантером выступил в качестве организатора экологического симпозиума «Черное море в кризисе» (Одесса, 1997). Под руководством П.В. состоялись симпозиумы «Экологический институт в Халки» (1999), научная конференция в Стамбуле (2000). С экологическими речами П.В. выступал в Катманду, Непал в конференции с говорящим названием «Священные Дары Живой Планете» (2000).

Организатор – совместно с Романо Проди — и участник серии международных межрелигиозных симпозиумов «Религия, наука и окружающая среда»: «научно-религиозный» круиз по Дунаю «Река жизни» (1999), «Адриатическое море в опасности» (2002), «Балтийское море – общее наследие» (Эстония, 2003), «Арктика: зеркало жизни» (2007). Эти «научные» симпозиумы носили характер морских круизов, в ходе которых П.В. и другие «православные» экологисты совместно молились «о планете» с иудаистами, магометанами и буддистами.

«Молитва о планете» в Арктике

В 2002 г. подписал совместно с Римским папой Иоанном-Павлом II т.н. «Венецианскую декларацию», в которой содержатся лозунги в духе нерасчлененной духовности NewAge: Сейчас еще не поздно. Божий мiр обладает невероятными (само-)исцеляющими силами. Потому что «теперь время благоприятное», решающий момент в истории человечества, когда мы можем все изменить. Потому что «теперь время» – для нас спасти душу нашей планеты.

Лауреат премии ООН «Борец за охрану Планеты Земля» (2005).

В русле традиции «восточного папизма» П.В. претендует на первенство в Православном мире. Это резко контрастирует с незначительным международным влиянием и чрезвычайно униженным положением в Турции Константинопольского Патриархата.

П.В. безосновательно заявляет о том, что, якобы, представляет собой все Церковное единство, возглавляет всех православных верующих в мире, координирует и инициирует действия Поместных Церквей. Под этим подразумевается, якобы, первенствующая роль Константинополя в созыве соборов, межцерковных и межконфессиональных встреч.

На этом основании П.В. продолжал политику раскольнических действий Константинопольского Патриархата по отношению к Поместным Церквам. В 1996 г. он признает «автономию» Эстонской Церкви от Русской, с сер. 90-х гг. активно вмешивается в церковный раскол на Украине на стороне раскольников. В заявлении Священного Синода РПЦ по этому поводу констатировалось, что принятие Константинопольским Патриархатом в полное церковное общение раскольнических группировок на канонической территории РПЦ в Эстонии и на Украине нанесло серьезный ущерб перспективам взаимоотношений между Церквами (1995).

В 2006 г. П.В. совершает новый неканонический акт вмешательства в дела Поместной Русской Церкви, приняв ушедшего в раскол бывшего управляющего Сурожской епархией еп. Василия (Осборна) и его последователей. Председатель ОВЦС митр. Кирилл Смоленский (ныне Патриарх Кирилл) заявил по этому поводу: Мы отрицаем возможность Константинопольского Патриархата вмешиваться в юрисдикцию других Церквей. Именно эта идея разделяет нас сегодня с Римом.

П.В. совершает без уведомления Русской Церкви визиты в Эстонию (октябрь 2000 г.) и на Украину (июль 2008 г.).

Варфоломей I и Виктор Ющенко

В связи с тем, что Константинопольский Патриарх не известил Патриарха Московского о своем намерении посетить каноническую территорию Московского Патриархата, каковой является Эстония, пресс-служба Эстонской православной церкви Московского Патриархата заявила в 2000 г., что ни сам предстоятель нашей Эстонской православной церкви, ни духовенство, ни народ нашей Поместной Церкви не примут участия в мероприятиях визита Патриарха Варфоломея и не будут иметь с ним во время этого визита общения.

Согласно разъяснению митр. Кирилла Смоленского, в начале XX века в Константинополе стало развиваться нетрадиционное прочтение роли и значения Константинопольского Патриарха, никак не связанное с каноническим преданием Православной Церкви. В результате этого в Прибалтике, Финляндии, Польше и в рядах русской эмиграции произошел раскол в Православии. Мы не считаем, что патриарх Константинопольский имеет властные полномочия среди других поместных Православных Церквей. Мы считаем, что нет такого центра, куда могли бы обращаться с апелляциями. Таким местом может быть только Всеправославный Собор, — сказал митр. Кирилл.

Фотоиллюстрации

Варфоломей I в синагоге Парк-Ист, Нью-Йорк. 28 октября 2009 г.

Сослужение папы Бенедикта XVI и Патриарха Варфоломея I. Ватикан, 29 июня 2008 г.

Патриарх Варфоломей на мессе в соборе Святого Духа. 1 декабря 2006 г.

Бенедикт XVI на Божественной Литургии в православном храме св. Георгия. 30 ноября 2006 г.

Визит Бенедикта XVI в Константинопольскую Патриархию. 29 ноября 2006 г.

О нем

30.11.2014 Папа в храме святого Георгия на Фанаре

29.11.2014 Патриарх Варфоломей на папской мессе

24.11.2014 Байден и Варфоломей обсудили украинские дела

12.11.2014 Патриарх Варфоломей принял участие в экуменическом молении (видео)

11.11.2014 Униатскому фонду Pro Oriente 50 лет

02.09.2014 Патриарх приглашает на экологический форум

19.05.2014 В Храме Гроба Господня — экуменическая литургия

16.05.2014 Варфоломей I во Франкфуртском соборе (видео)

27.04.2014 Квазимодо-лекция в исполнении Патриарха Варфоломея

28.11.2013 Патриарх Варфоломей утверждает, что он не масон

25.10.2013 Патриарх Варфоломей молится о душе Ататюрка

02.09.2013 Готовится вторжение на каноническую территорию Русской Церкви

25.05.2013 Варфоломей I в экуменическом монастыре Бозе

19.04.2013 Глава украинских униатов встретится с Патриархом Варфоломеем

19.03.2013 Православные гости на интронизации папы

05.01.2013 Тезе в Стамбуле

18.12.2012 Патриарх Варфоломей в Монако

27.11.2012 Абдулла и его “Межрелигиозный центр”

19.11.2012 Патриарх Варфоломей молится об украинской автокефалии

11.10.2012 Варфоломей I ценит борьбу за экуменическую открытость

11.10.2012 Патриарх Варфоломей и сопутствующие ему экуменисты на папском празднике “Год веры”

04.09.2012 Патриарх Варфоломей и Всемирный совет церквей в академии на Крите

28.07.2012 Варфоломей I принял участие в праздновании начала исламского поста Рамадан

13.07.2012 Варфоломей I обязан заниматься экуменической деятельностью

14.05.2012 Патриарх Варфоломей награжден медалью «За свободу вероисповедания»

20.02.2012 Патриарх Варфоломей благословил икону для украинского униатского братства

05.09.2011 В Стамбуле завершилось собрание «пентархии»

23.08.2011 «Нео-пентархия» в действии: на съезд «пяти» 1-2 сентября не приглашены главы крупнейших православных церквей

05.08.2011 По случаю начала Рамадана Патриарх Варфоломей посетил обитель дервишей

15.03.2011 Варфоломей I на Саммите турецких перемен

09.01.2011 Константинопольский Патриарх прервал праздничное богослужение во время призыва к намазу

01.12.2010 Посланники Ватикана прибыли в Константинопольскую Патриархию

24.11.2010 Варфоломей I: Диалог между католиками и православными продвигается, хотя и с трудностями

21.10.2010 День открытых дверей в модернистском и экуменическом центре в Шамбези

19.10.2010 На Родосе за закрытыми дверями проходит православно-католическая встреча

01.09.2010 Работа по подготовке Всеправославного собора подходит к концу

31.05.2010 Варфоломей I принял решение ускорить созыв Всеправославного Собора

07.03.2010 Варфоломей I встретился с новым генсеком Всемирного Совета Церквей

05.03.2010 Патриарх Варфоломей получил католическую премию

21.02.2010 Варфоломей I озадачен Торжеством Православия

09.02.2010 Патриарх Варфоломей встретился с католиком и униатом

17.11.2009 «Спасая душу планеты» – обращение Патриарха Константинопольского Варфоломея

16.11.2009 Варфоломей I в синагоге Парк-Ист, Нью-Йорк

Цитаты

Если мы поистине желаем единства Церкви и единства мира, мы должны противостать разрушению экологии Земли и ее окружающей среды.

Наш Вселенский Патриархат вступил на путь поистине глобального апостольского служения, которое стремится пробудить и расширить сознание нашей человеческий семьи – придти к пониманию того, что все мы обитаем в одном доме.

Константинопольский Патриархат всегда был светочем для всей человеческой семьи и Христианской Церкви. Из глубин этого нашего исторического опыта мы предлагаем современному миру вечную весть вечной человеческой ценности.

Целью Православия является сплетение воедино по видимости отдельных вопросов о человеке и об окружающей среде и изменении климата. Потому что, как учит мистическое учение Восточной Церкви, человек и окружающая среда составляют единую ткань, нешвенный хитон, который соединяет с Богом-Творцом все стороны и части тварного мира.

Окружающая среда объединяет нас, поверх наших религиозных и философских взглядов, равно как политических и культурных различий. Мы должны научиться ощущать нашу всеобщую взаимосвязь, потому что в конечном счете нас будут судить в зависимости от той нежности, с которой мы относились к людям и природе.

Экосфера содержит в себе нас всех.

Наше отношение к Богу не может быть отделено от того, каким образом мы обращаемся с другими людьми или от нашего обращения с природой.

Все мы братья и сестры Единого Отца Небесного, и на этой восхитительной планете, за которую мы все ответственны, найдется место всем.

Великие религии, как и проект Единой Европы, могут быть силой преодоления национализма, и способны даже превзойти нигилизм и фундаментализм, сосредоточив внимание верующих на том, что объединяет нас как людей, и поощряя диалог о том, что нас разделяет.

Диалог необходим прежде всего и в первую очередь потому, что он прирожден природе человека. Диалог различных культур лежит в самом основании того, что значит быть человеком, поскольку ни одна из культур не охватывает собой всех людей. Без такого диалога различия между культурами сводятся к объективизации «другого» и ведут к злоупотреблению, конфликтам, преследованиям, то есть к полномасштабному самоубийству человечества, поскольку мы все принадлежим к одному человечеству. Но там, где различия побуждают нас к встрече друг с другом и где эта встреча основана на диалоге, там присутствует взаимопонимание и взаимное уважение, и даже любовь.

Так продолжим же любить друг друга, признавая друг друга без всякого суда детьми Божиими.

Основные труды

Patriarch Bartholomew I: Texts and Speeches (1994)

Cosmic Grace, Humble Prayer: The Ecological Vision of the Green Patriarch Bartholomew I (2003)

Orthodox Theology: Divine Charisma and Personal Experience (2004)

Encountering the Mystery : Understanding Orthodox Christianity Today (2008) совместно с митр. Каллистосом (Уаром)

The Ecumenical Patriarchate as a beacon of hope: insights into the role of religion in a changing world (2008)

Address of Ecumenical Patriarch Bartholomew to the Plenary Assembly of the  European Parliament (2008)

In the World, Yet Not of the World: Social and Global Initiatives of Ecumenical Patriarch Bartholomew (2009)

Saving the Soul of the Planet – Address at the Brookings Institution. Αddress of His All Holiness Ecumenical Patriarch Bartholomew (2009)

Источники

Избрание и интронизация Предстоятеля Константинопольской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 2. С. 12-13

Встреча Предстоятелей Православных Церквей в Стамбуле // Журнал Московской Патриархии. 1992. № 9. С. II-V

Коммюнике о визите архиепископа Константинополя — Нового Рима Вселенского Патриарха Варфоломея I в Русскую Православную Церковь // Официальная хроника. 1993. № 7/8. С. 1-23

Заявление Священного Синода РПЦ // Журнал Московской Патриархии. 1995. № 9-10. С. 8-9

Clement O. La verité vous rendra libre: Entretiens avec le Patriarche Œcuménique Bartholomée Ier. P., 1996

К проблеме взаимоотношений с Константинопольским Патриархом // Журнал Московской Патриархии. 1996. № 3. С. 8-11

Historical dictionary of the Orthodox church. Scarecrow Press, 1996

Посещение Святейшим Патриархом Алексием Одесской епархии // Журнал Московской Патриархии. 1997. № 11. С. 31-34

о. Олег Давыденков. Традиционная христология нехалкидонитов с точки зрения Святых отцов и вселенских Соборов Православной Церкви. М.: ПСТБИ, 1998

Максим Владимиров. Визит Патриарха // Молодежь Эстонии. 27.10.00

New Catholic encyclopedia: jubilee volume. Gale Group, Catholic University of America, 2001

A Dictionary of Jewish–Christian Relations. Cambridge University Press, 2005

В Московском Патриархате — против попыток Константинополя вмешиваться в дела других Православных Церквей // Седмица.Ru. 22.11.06

16.11.2009 Варфоломей I в синагоге Парк-Ист, Нью-Йорк

17.11.2009 «Спасая душу планеты» – обращение Патриарха Константинопольского Варфоломея

Варфоломей I (Патриарх Константинопольский) // Википедия

Ecumenical Patriarch Bartholomew I of Constantinople // Wikipedia

Advertisements

Патриарх Варфоломей I: 4 комментария

  1. Личность ничтожнейшая, но как раздута врагами Православия! Его бы от Церкви отлучить на соборе Православных Поместных Церквей, так некоторые предстоятели прекрасно понимают, что их собственные деяния подчас не имеют к Православию никакого отношения. А потому деятели типа П.В. действуют дерзко и безоглядно, не встречая сопротивления. Трагическое время!
    Большое спасибо за интересную и полезную информацию.

    Нравится

  2. Уведомление: Novi Papa - Strana 39

  3. В нашей семинарии введен новый предмет «Церковь и экология». Наследие этого человека дает ожидаемые плоды.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s