митр. Никодим (Ротов)

(в миру Борис Георгиевич Ротов) (1929-1978) крупный деятель экуменического движения, инициатор вступления Русской Православной Церкви во Всемирный совет церквей (ВСЦ), инициатор «православно»-католического диалога. Представитель мирологии.

В 1947 г. – пострижен в монашество, рукоположен в сан диакона, с причислением к ярославскому архиерейскому дому.

С сентября 1947 г. по ноябрь 1949 г. обучался в Рязанском пединституте на факультете естествознания. Во время обучения в рязанском Педагогическом институте был избираем членом, а затем заместителем председателя профкома факультета естествознания,- указал М.Н. в 1955 г.

В 1949 г. – иеромонах. Настоятель храма в честь Рождества Христова села Давыдово Толбухинского района Ярославской области, затем служил вторым священником Покровского храма в Переславле-Залесском. В 1950 г. – настоятель храма в честь св. Царевича Димитрия в Угличе, благочинный Угличского округа. В 1952 г. — клирик кафедрального Феодоровского собора в Ярославле и секретарь Ярославского епархиального управления. Ключарь собора. С 1954 г. исполняющий обязанности настоятеля собора.

В 1955 г. М.Н. заочно окончил ЛДС и ЛДА. В 1959 г. получил звание кандидата богословия за курсовое сочинение «История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме».

С 1956 г. назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Заместитель начальника, а затем начальник Миссии. В 1957 г. – игумен, архимандрит.

В 1959 г. зав. канцелярией Московской Патриархии и зампредседателя ОВЦС.

В 1960 г. – епископ Подольский, викарий Московской епархии. В том же году – еп. Ярославский. Его ведению были подчинены благочиния в Венгрии и Финляндии. В том же году назначается председателем ОВЦС (до 1972 г.). 16 апреля 1960 г. председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР Владимир Куроедов и председатель Комитета государственной безопасности СССР Александр Шелепин направили в ЦК КПСС записку, в которой, со ссылкой на информацию от агентурных источников КГБ, предлагали отвести митрополита Николая от участия в работе Всемирного совета мира, Советского комитета защиты мира и отстранить его от руководящей деятельности в Московской патриархии. Кроме того, в записке говорилось: КГБ считал бы целесообразным на должность председателя отдела внешних церковных связей назначить архимандрита Никодима Ротова и выдвинуть его как представителя Русской православной церкви для участия в деятельности Всемирного совета мира и Советского комитета защиты мира.

В том же 1960 г. — член Комиссии Священного Синода по межхристианским связям, председатель Издательского отдела (до 1963 г.). Председатель редколлегии сборника «Богословские труды» (до 1967 г.).

С 1961 г. М.Н. становится постоянным членом Священного Синода. В том же году возведен в сан архиепископа.

М.Н. возглавлял делегации Русской Православной Церкви на Всеправославных Совещаниях 1961, 1963, 1964 и 1968 гг. Назначен председателем специальной комиссии богословов, занимавшейся разработкой тем для намечавшегося Святого и Великого Собора Православной Церкви.

В 1963 г. становится председателем Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства. Возведен в сан митрополита — митрополит Минский и Белорусский, а вскоре за тем — Ленинградским и Ладожским. С 1967 г. — митрополит Ленинградский и Новгородский.

В 1966 г. назначает ректором ЛДА и ЛДС известного модерниста архиеп. Михаила (Мудьюгина), который ввел новшества, удержавшиеся до сих пор. В частности, при богослужениях часто стали читать Священное Писание на русском языке.

М.Н. был одним из главных организаторов учреждения в 1970 г. так называемой «Американской автокефальной Церкви» (модернистской корпорации во главе с оо. А. Шмеманом, И. Мейендорфом и архиеп. Иоанном Шаховским).

В 1970 г. защитил в МДА магистерскую диссертацию о понтификате папы Иоанна XXIII. Цель своей работы М.Н. сформулировал так: Глубокое убеждение автора в исключительности исторической роли папы Иоанна ХХIII побудило его взяться за перо и осветить деятельность этого Первосвятителя Римской Церкви. Русское православие хранит доброе воспоминание об этом иерархе, но жизнь папы-миротворца, миротворца в самом широком смысле этого слова, известна сравнительно немногим. Поэтому мы взяли на себя труд, не создавая панегирика, по возможности объективно воссоздать облик этого незаурядного человека, христианина, служителя Христова, предстоятеля Римско-Католической Церкви. В 1975 г. Совет ЛДА присвоил М.Н. степень доктора богословия «гонорис кауза». В последние годы М.Н. приступил в ЛДА к систематическому чтению лекций по истории Русской Православной Церкви новейшего периода.

По предложению М.Н., Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 г. «упразднил» клятвы, наложенные Московскими Соборами 1656 и 1667 гг. на раскольников-старообрядцев.

Инициатор вступления Русской Православной Церкви в модернистское молодежное движение Синдесмос (1971 г.). При его участии полноправными членами Синдесмоса стали Ленинградская и Московская Духовная Академии, а также Ленинградская, Московская и Одесская Духовные Семинарии.

В 1974 г. назначается Патриаршим Экзархом Западной Европы.

Экуменическое движение

На 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели. Декабрь 1961 года

Инициатор вступления Русской Православной Церкви в ВСЦ. На внеочередном Архиерейском Соборе 18 июля 1961 г. сделал доклад о необходимости и своевременности вступления РПЦ во ВСЦ. Договоренность о вступлении была достигнута в ходе переговоров М.Н. с генсеком ВСЦ Виссерт-Хуфтом в 1960-1961 гг. На 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в ноябре-декабре 1961 года Русская Православная Церковь была принята в члены ВСЦ, а М.Н. избран членом ЦК.

На 3-й Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели. Декабрь 1961 года. Митр. Никодиму аплодирует Виссерт Хуфт

На 3, 4 и 5 Ассамблеях ВСЦ М.Н. возглавлял делегации Русской Православной Церкви. С 1961 по 1975 г. состоял членом Центрального и Исполнительного Комитетов ВСЦ. В 1975 г. на 5-й Ассамблее в Найроби был избран одним из президентов ВСЦ.

Инициатор и активный участник многочисленных экуменических контактов Евангелической церковью Германии, с Союзом евангелических церквей ГДР, с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии, с церквами англиканского исповедания.

Участник Всемирной Конференции под эгидой ВСЦ «Церковь и общество» (Женева, 1966 г.). На Конференции М.Н. выступил с докладом «Диалог с римо-католиками о современной христианской социальной мысли». В результате в декабре 1967 г. в ЛДА прошли первые собеседования между римо-католиками и представителями Русской Церкви, которые продолжались и впоследствии.

Инициатор прямых контактов с руководством римо-католической церкви. М.Н. непосредственно участвовал в решении вопроса о присутствии представителей Русской Церкви на Втором Ватиканском соборе. Во время конфиденциальной встречи в августе 1962 г. в Париже М.Н. с сотрудником «Секретариата по содействию единству христиан» (руководитель – кардинал Беа) Й. Виллебрандсом выяснилось, что Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом. 27 сентября — 2 октября Й. Виллебрандс официально посетил Москву, где 30 сентября присутствовал в церкви Петра и Павла в Лефортове за литургией, которую совершал архиепископ Никодим; 10 октября Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателей. В составе делегации: архим. Владимир (Котляров) и о. Виталий Боровой.

Участник личных встреч с папой Павлом VI. В частности 15 сентября 1963 года М.Н. нанес визит вежливости Его Святейшеству Папе Павлу VI, который принял его в частной аудиенции… возложил цветы на могилу Папы Иоанна XXIII и совершил литию об упокоении его души.

В декабре 1965 г. по приглашению кардинала Беа присутствовал на церемонии закрытия Второго Ватиканского собора.

16 декабря 1969 г. Священный Синод, по предложению М.Н., принял решение: Имели суждение о различных случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств. Постановили: В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними святых таинств, это не возбраняется.

Архиеп. Василий (Кривошеин) утверждает: В Риме митрополит Никодим стал широко, более или менее без разбора причащать католиков за православной литургией.

Поддерживал широкие контакты с деятелями унии. В частности, М.Н. пригласил в СССР в 1969 г. последнего униатского «русского» экзарха Андрея Каткова. Катков докладывал униатскому съезду в 1970 г.: В Духовной Академии Ленинграда, мне пришлось присутствовать на открытии учебного года. После молебна Владыка Никодим произнес слово старым и новым студентам о значении христианского единства. По окончании молебна он попросил меня благословить новичков, которых было более шестидесяти.

По приглашению М.Н. СССР неоднократно посещал ректор «Руссикума» Павел Майё. В октябре 1969 г. М.Н. служил архиерейскую Литургию в церкви «Руссикума». Майё утверждал в 1970 г., что М.Н. подарил униатской церкви большую, чудесного письма икону Казанской Божьей Матери. Прощаясь с нами, на аэродроме, оставил Руссикуму свою красивую митрополичью мантию и при этом сказал:»Оставляю Вам на память самое ценное, что я привез из России».

Особенно тесные контакты у М.Н. были с Михаилом Арранцем, иезуитом, деятелем унии и вице-ректором «Руссикума». В нач. 70-х гг. Арранц совместно с М.Н. подготовили русский перевод чина мессы.

М.Н. также встречался с униатским священником Иоанном Хризостомом Блашкевичем. По некоторым сведениям, незадолго перед смертью М.Н. встречался с главой украинских униатов Иосифом Слипым.

«Борьба за мир», мирология

Активный участник так называемой «борьбы за мир», т.е. пацифистской советской пропаганды с целью ослабления западной угрозы. Идеолог «мирологии«.

Участник деятельности прокоммунистической «Христианской Мирной Конференции» (ХМК) (с 1960 г.). На I-V Всехристианских мирных конгрессах М.Н. возглавлял делегации Русской Православной Церкви. М.Н. был последовательно членом Рабочего комитета ХМК, вице-президентом, председателем коллегии вице-президентов, председателем Комитета продолжения работы ХМК и, наконец, на 4-м Всехристианском Мирном Конгрессе в 1971 г. был избран президентом, а в 1978 г. — почетным президентом ХМК.

М.Н. был председателем Подготовительного комитета «Конференции последователей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами» (1969 г.) и руководил работой Конференции. М.Н. являлся членом Правления Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, членом Советского Комитета за европейскую безопасность и сотрудничество, членом Советского комитета стран Азии и Африки. Участвовал в «Ассамблее общественных сил за безопасность и сотрудничество в Европе» (Брюссель, 1972 г.).

Кончина

7 августа 1978 г. на заседании Священного Синода было решено направить делегацию на погребение папы Павла VI. Главой делегации был назначен М.Н. 9 августа М.Н. прибыл в Рим и 10 августа у гроба папы Павла VI совершил панихиду. В субботу, 12 августа, вместе с представителями других Поместных Православных и инославных Церквей присутствовал на отпевании папы Павла VI.

3 сентября вместе с представителями других Церквей присутствовал на интронизации папы Иоанна Павла I. Скончался 5 сентября в Риме на приеме у папы Иоанна Павла I. Согласно сообщению в ЖМП, папа прочитал отходные молитвы и молитву об отпущении грехов. Прибыл государственный секретарь кардинал Иоанн Вилло и также совершил молитву у тела почившего митрополита.

Цитаты:

Процесс созидания Царства Божия в той или иной степени охватил все человечество, ибо христианство, действуя подобно закваске, обнаружило огромную преобразующую силу. Христианские по самому существу своему принципы свободы, равенства, братства, справедливости стали осуществляться самыми различными путями: воспитательными и законодательными, мягкими и суровыми, эволюционными и революционными, религиозными и безрелигиозными. В мире с невиданной ранее силой проявилась неутолимая жажда справедливости, стали возникать различные планы преобразования общества на новых началах, зазвучали горячие протесты против насилия и неправды, явились социальные революции.

Объективное изучение атеизма показывает необходимость строгого различения мотивов, приводящих к атеистическому мировоззрению. Мы знаем, что атеизм коммунистический представляет собой определенную систему убеждений, включающую в себя моральные принципы, не противоречащие христианским нормам. Другой атеизм — кощунственный, аморальный, возникающий из желания жить «свободно» от божественного закона Правды, существовал преимущественно в недрах старого общества и чаще всего возникал на почве праздной и развращенной жизни имущих классов. Христианство действительно считает смертным грехом атеизм второго типа, но по-иному смотрит на атеизм коммунистический.

Воочию, по словам известного католического религиозного философа и ученого отца Пьера Тейяра де Шардена, происходит своеобразный «мегасинтез» — планетизация человека и человечества, как реального социального организма. Человечество — вот та действительная перспектива, в которой современный человек может и должен воплотить свои земные, «предконечные», как говорит Бонхоффер, идеалы, этот отблеск Божественной премудрости.

Человечество, целый Адам… соединено посредством Воплощения, Креста и Воскресения Адама Последнего… Целый Адам! Ибо Бог, сотворивший мир и все, что в нем… от одной крови… произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы селения их (Деян. 17:24-26). Все мы, по неизреченной премудрости Божией, изначала связаны узами единства и братства.

Но наступит ли время, когда люди перестанут убивать друг друга и перекуют мечи свои на плуги и копья — на серпы?!… Мы верим, что мир возможен, об этом возвестил нам ветхозаветный псалмопевец, веру в это запечатлел в своем послании первоверховный апостол: Ищи мира и стремись к нему (1 Петр. 3:11). Для осуществления этого каждый христианин, каждый человек должен понимать как категорический императив заботу о сохранении мира во всем мире. С своей стороны, мы, богословы, несем огромную ответственность перед человечеством за то, чтобы Христовы слова о мире воплотились в жизни людей.

Технический прогресс является величайшим благом, дарованным Премудростью Божией своему созданию

В этом созидательном труде в пользу будущего, в пользу прогресса во всех его проявлениях человек является не чем иным, как соделателем Божиим в творении, способствуя «конечному выполнению предназначения мира в Иисусе Христе».

Их [православных] служение людям в лучшем случае ограничивалось скудной благотворительностью, нередко «от избытка своего», причем мотивом, побуждавшим их к благотворению, было не столько сострадание и братская любовь, сколько желание ценой милостыни приобрести себе прощение грехов и будущие блага в Небесном Царствии.

Попытки невежественной косности и неразумной беспечности воспрепятствовать победной поступи прогресса должны быть осуждены, как противоречащие Божественному повелению о непрестанном совершенствовании творения Божия.

Христианская религия создает прочную основу для строительства на земле великого храма правды, справедливости и любви. Под сенью сводов этого храма действительно найдется место всему человечеству, объединенному любовью и миром. Таким образом, с точки зрения православного богословия, живого и действенного, достоинство и привлекательность Пражского христианского мирного движения в том именно и заключается, что в нем тесно переплетаются друг с другом и мистическая основа христианства и окружающая христианские церкви человеческая стихия во всем ее разнообразии. Взаимодействием этих двух начал — духовного и мирского — Пражское движение наглядно подтверждает, что для христианства в его отношении к общечеловеческой проблематике нет и не должно быть нейтральной зоны, которая не имела бы религиозного коэффициента. Христианство призвано вести человечество в сферу Царства Божия и, следовательно, должно находиться в самом близком общении с определяющими сторонами человеческого бытия.

Основные труды:

Православное богословие и его отношение к проблематике Пражского христианского мирного движения (доклад на заседании Совещательного Комитета Пражской Христианской Мирной Конференции, Карловы Вары, май 1962 года) // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 6. СС. 36-42

Мир и свобода (доклад на региональной конференции в Голландии) // Журнал Московской Патриархии. 1963. №1. СС. 39-44

Размышления над книгами Премудрого [о книге Притчей Соломоновых] // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 9. СС. 34-38

Речь на консультации комиссии «Вера и церковное устройство» Всемирного Совета Церквей // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 4. СС. 31-35

О задачах современного богословия // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 12. СС. 63-69

Кардинал Августин Беа [некролог] // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 2. СС. 57-58

Речь на собеседовании между богословами Евангелически — Лютеранской Церкви (ФРГ) и Русской Православной Церкви. Ленинград, 12-19 сентября 1969 года // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 11. СС. 47-51

Сотрудничество крещенных и нехристиан в совместном служении благу человечества // Журнал Московской Патриархии. 1970. № 3. СС. 74-79

Доклад на открытии заседания КОПРа 25 мая 1973 года // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 8. СС. 32-38

Вступительное слово [к богословской консультации по теме «Что означает слово «христианский» в миротворчестве?» (24-27 января 1975 года, Западный Берлин)] // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 4. СС. 27-31

Заключительное слово и молитва на сессии Комитета продолжения работы ХМК в Шиофоке // Журнал Московской Патриархии. 1975. № 12. СС. 45-46

«The Russian Orthodox Church and the Ecumenical Movement.» The Orthodox Church in the Ecumenical Movement: Documents and Statements 1902-1975. The World Council of Churches, Geneva, 1978

Иоанн XXIII — поборник единства христиан. Wien: Pro Oriente, 1984 вступительное слово кардинала Ф. Кенига

Канон Великий: творение святого Андрея Критского, читаемый в понедельник, вторник, среду, четверг первой седмицы и в четверг пятой седмицы Великого поста. Церковнославянский текст с параллельным русифицированным переложением, исполненным митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом. Дюссельдорф: Издание Представительства Русской Православной Церкви в Германии, 2008-2009

О нем

05.09.2014 Память митр. Никодима (Ротова)

09.12.2013 Новая книга в нашей библиотеке

05.11.2013 Литургия апостола Иакова в академическом храме СПбДА

05.09.2012 В Петербурге почтили память митр. Никодима (Ротова)

17.05.2012 В ОВЦС создан уголок митр. Никодима (Ротова)

Archbishop Nikodim: Soviet Spokesman for the Russian Orthodox Church (How the Communists Are Using the World Council of Churches). Ed. Carl McIntire. 1961

О пребывании митрополита Никодима в Риме // Журнал Московской Патриархии. 1963. № 10. С. 3

о. В. Русак. Погребение митрополита Никодима // Журнал Московской Патриархии. 1978. № 11 СС. 12-16

Митрополит Никодим (биографическая справка) // Журнал Московской Патриархии. 1978. №11. СС. 14-15

Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (1929-1978) // Журнал Московской Патриархии. 1979. №4. СС. 25-28

о. Николай Гундяев. Для единства и мира по завету Христа // Журнал Московской Патриархии. 1979. №4. СС. 49-56

еп. Василий (Родзянко). Что запомнилось. Митрополит Никодим и римско-католическая церковь // Свет Христов. 1987. № 2

архиеп. Василий (Кривошеин). Воспоминания. Письма. Нижний Новгород: Издательство Братства во имя Святого князя Александра Невского, 1998

Гаврилів, Михайло. Кожна людина — це перш за все історія. Автобіографія українського католицького священика в сучасній Україні. Рим: Українська Пресова Служба. 1987

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Человек Церкви. Второе издание. Московская епархия, 1998

Дмитрий Юревич. Синдесмос и Санкт-Петербургские духовные школы // Христианское чтение. 1999. № 18

Christopher Andrew, Vasili Mitrokhin. The Sword And The Shield. The Mitrokhin Archive And The Secret History Of The KGB. NY: Basic Books, 1999

О.Ю. Васильева. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М.: 2004

И.И. Маслова. «Ватиканское направление»: из истории секретных операций КГБ // Религия и право: Информационно-аналитический журнал. 2005. № 2. С. 11-14.

«…Je n’avais jamais entendu des paroles aussi belles». Interview de Miguel Arranz par Stefania Falasca // 30JOURS. Juin 2006

Записка в ЦК КПСС председателя КГБ СССР А. Н. Шелепина и председателя Совета по делам Русской православной церкви В. А. Куроедова. // Исторический архив. 2008. № 1

Архимандрит Августин (Никитин). Церковь плененная. Митрополит Никодим (1929-1978) и его эпоха (в воспоминаниях современников). СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008

Митрополит Никодим (Ротов) и Всеправославное единство. СПб., 2008

Сафонов Дмитрий Владимирович Обзор жизни и служения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) в годы Патриаршества Алексия (Симанского) в свете новых источников // Богослов.ру. 15 октября 2009 г.

Никодим (Ротов) // Википедия

Реклама

митр. Никодим (Ротов): 13 комментариев

  1. Какая ирония! М.Н. молился об отшедем папе, а только месяц позже папа молился об отшедшем митрополите!

    Нравится

  2. Абстрагируюсь от митр. Никодима. Меня волнует такой вопрос. Если архиерей какой-либо епархии молился с инославными(никого конкретно не подразумеваю), то грозит ли что-нибудь рядовым прихожанам данной епархии? Ведь в каждом храме епархии за богослужением поминают правящего архиерея. Я имею в виду, не может ли произойти потеря благодатности Таинств из-за поминания архиерея, молившегося с еретиками?(Прости, Господи, если я имею недолжные страхования) Страшно даже помыслить об этом. Но ведь Афонские монахи поминают Константинопольского Патриарха, несмотря ни на что, и я склонен им доверять.

    Нравится

    • Опасность состоит, насколько могу понять, не в поминовении за Богослужением, а в том, что такие контакты с иноверцами соблазняют малых сих, то есть нас, простых прихожан. Хорошо, я знаю, что такое экуменизм и понимаю, почему он плох, но как объяснить это моему собрату-прихожанину, если он видит, что священнослужители участвуют в экуменической деятельности? На духовенстве лежит страшная ответственность, они действительно ответят перед Богом за все, что делают, и за все души введенных в искушение.
      Из Православной Церкви идти нам некуда, а значит, мы будем там, где поминают и Патриарха Константинопольского.

      Нравится

  3. То есть нельзя говорить, что все прихожане епархии АВТОМАТИЧЕСКИ вовлекаются в общение с ересью, если епископ молился с еретиками? А в каком случае было бы недопустимо продолжать нахождение под омофором такого архиерея и ходить в храмы, где возносится его имя? Только ли в случае ереси, произносимой с амвона, или есть еще какие-то причины? И еще один вопрос. Если в каком-то Православном храме имело место моление с иноверцами, введение их в алтарь и т.п., то можно ли потом в нем молиться Православному человеку

    Нравится

    • Если епископ проповедует ересь, осужденную Вселенским Собором, открыто нарушает канонические нормы, заповеди — то под его омофором тоже нельзя находиться. Другое дело, что такое решение тоже нельзя принимать самовольно, иначе будешь бегать всю жизнь. Насчет храмов — признаюсь, не знаю, что ответить. Сложные вопросы задаете, уважаемый Роман.

      Нравится

  4. Wasnt Met Nikodim (Rotov) the «architect» of the Moscow Patriarchate declaring that it was permitted to give Roman Catholics communion in the late 1960’s? Wasnt he also the spiritual father to many of the currents Hierarchs in the Russian Church?

    Нравится

  5. В биографии Ротова имеется существенная ошибка: в пединститут принимали после окончания 8-ми классов школы, которые сын секретаря КПСС закончил в 1947г. в г. Рязани, где его отец и работал секретарем. В Рязани папа Бориса познакомился с Димитрием Градусовым, который был там правящим епископом не долго во время войны. Именно из Рязани Борис поехал в г. Ярославль (видимо, по рекомендации пед. института или отца) где и был сразу же рукоположен во диакона, не женатый, «с оставлением при архиерейском доме», а только после всех этих нарушений был пострижен в монахи.

    Нравится

  6. Интересно, что по утверждению диак.Андрея Юрченко, мит.Никодим запретил мультиплицирование ереси проф.Успенского (отрицание «пресуществления»). Однако ересь эта всплыла в заявлении православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2–9. 11. 2006), благодаря проф.Осипову.
    А данная зкуменическая комиссия появилась благодаря идеям мит.Никодима. Вот такая «ирония судьбы».

    Нравится

  7. В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) создан мемориальный уголок митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) — председателя ОВЦС (с 1960 по 1972 гг.), известного основоположника и распространителя ереси экуменизма в РПЦ. Первым посетил уголок памяти известного экумениста митр. Ювеналий (Поярков) в сопровождении нынешнего председателя ОВЦС митр. Волоколамского Илариона (Алфеева).

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s