Виссерт-Хуфт

Willem Adolph Visser’t Hooft, Виссер’т Хоофт (1900-1985) – крупнейший экуменист XX в. Основатель Всемирного Совета Церквей, генеральный секретарь ВСЦ с 1948 по 1965 г.

Вырос в семье ремонстрантов, крайне либеральной реформатской секты.

В школьные годы становится членом Голландской христианской студенческой ассоциации (Nederlandsche Christen-Studenten Vereeniging — NCSV), родственной YMCA. Под влиянием NCSV принимает решение изучать богословие в Лейденском университете – 1918-1920 гг. В 1923 г. – магистр богословия. На протяжении всей жизни находился под влиянием протестантского богослова-модерниста Карла Барта.

В годы учебы занимал различные руководящие посты в NCSV, принимал участие в многочисленных экуменических международных встречах. В 1924 г. становится секретарем YMCA. Тогда же избран одним из секретарей «Всемирной христианской студенческой федерации», основанной крупнейшим экуменическим и масонским деятелем Джоном Моттом. С 1931 г. — генеральный секретарь Федерации.

В 1925 г. В.Х. – член делегации на Стокгольмской конференции движения «Жизнь и деятельность». В том же году посещает США, где встречается с Джоном Моттом, которого отныне считает своим ментором.

Совместно с Моттом готовит Хельсинкскую Всемирную конференцию движения YMCA (1926). В ходе конференции играет роль личного помощника Мотта.

В США В.Х. знакомится с так называемым «Социальным Евангелием» (Social Gospel) – движением, основанным Уолтером Раушенбушем (1861-1918). Раушенбуш отождествлял Христианское спасение с деятельностью по прогрессивному изменению общественного устройства: Каждый кто разделяет религию и общественную жизнь, не постиг учения Христа. . Для Раушенбуша, как и В.Х., грех — это проявление социальной несправедливости, и, соответственно этому учению, Христос спасает не частного человека от индивидуальных грехов, а все общество от социальных противоречий в нем.

В.Х. полностью принимает оптимистический мироулучшительный пафос «Социального Евангелия». В 1928 г. в Лейденском университете В.Х. защищает докторскую диссертацию на тему: «Истоки «социального Евангелия» в Америке».

В 1936 г. В.Х. назначается пастором реформатской «Национальной протестантской церкви» Женевы, где время от времени произносил проповеди. Этот уход В.Х. из секты ремонстрантов был вызван не идейными, а практическими соображениями: ремонстранты требуют, чтобы пастор уделял все время руководству приходом.

В 1937 г. В.Х. – один из членов президиума на Оксфордской конференции экуменического движения «Жизнь и деятельность». В том же году – председатель Эдинбургской конференции экуменического движения «Вера и церковное устройство». В ходе этих конференций было принято решение объединить эти движения в единый Всемирный Совет Церквей. В 1938 г. В.Х. в качестве генерального секретаря возглавил работу подготовительного комитета по созданию ВСЦ.

В 1939 г. В.Х. был председателем на всемирной конференции Христианской молодежи в Амстердаме. В.Х. явился одним из инициаторов создания (в декабре 1940 г.) «Комиссии по изучению основ справедливого и длительного мира». Он внес вклад в «Декларацию о мире во всем мире и о принципах послевоенных взаимоотношений», которая была принята 7 октября 1943 г. представителями протестантских деноминаций, римско-католической церкви и иудаизма. С этого времени В.Х. устанавливает тесные связи с Всемирным еврейским конгрессом.

После войны учреждает Экуменический институт в Боссэ (Bossey, Швейцария) для подготовки деятелей экуменического движения. Средства на это в размере одного миллиона долл. были предоставлены Джоном Рокфеллером.

В 1948 г. в Амстердаме состоялось первое учредительное заседание ВСЦ. В.Х. избран генеральным секретарем ВСЦ, а почетным президентом – Джон Мотт. Под руководством В.Х. ВСЦ – протестантской в своей основе организации – удалось вовлечь в участие в экуменической деятельности православные Поместные Церкви, тем самым придав этой эфемерной организации неестественный вес.

В 1950 г. в Торонто был принят важный документ, разработанный по инициативе и при участии В.Х., — декларация «Церковь, Церкви и Всемирный Совет Церквей». Особенно важное значение имеют следующие положения Торонтской декларации: Всемирный Совет не может и не должен основываться на какой-либо одной определенной концепции Церкви. Он не предрешает экклезиологических проблем. Во Всемирном Совете есть место для экклезиологии всякой Церкви, которая готова участвовать в экуменическом диалоге и придерживаться базиса Совета… Ни одна Церковь не обязана менять свою экклезиологию вследствие членства во Всемирном Совете. Тем самым ВСЦ открывал возможность для вступления в него деноминаций без согласования общего базиса.

В своих мемуарах В.Х. сообщает, что в 20-х – 30-х гг. неоднократно встречался с крупными «православными» модернистами и экуменистами, такими, например, как архиеп. Герман Фиатирский, еп. Новосадский Ириней (Сербская Православная Церковь), о. Стефан Цанков (Болгарская Православная Церковь), профессор Г.С. Алевизатос (Элладская Православная Церковь). Православные Церкви сыграли важную роль в создании экуменического движения,- утверждал В.Х.

Вряд ли другой иностранный христианский деятель вложил столько усилий в дело сближения нашей Церкви с Всемирным Советом Церквей,- признает известный деятель ОВЦС А.Л. Казем-Бек, бывший «младоросс». В.Х. предпринимал попытки привлечь Русскую Церковь к участию в создании ВСЦ. С этой целью он сделал предложение Патриарху Алексию I направить делегацию на экуменическую встречу в Праге, Осло или Женеве для ознакомления и изучения деятельности ВСЦ. Это предложение было принято. Встреча (с участием В.Х.) должна была состояться в конце 1946 г. в Праге. Встреча была отменена.

В 1948 г. в противовес созданию ВСЦ было проведено Совещание Предстоятелей и представителей Автокефальных Православных Церквей в Москве, на котором экуменическое движение было осуждено как несоответствующее целям Христианской жизни. Совещание вынесло решение воздержаться от участия в Амстердамской ассамблее ВСЦ. В резолюции по экуменическому вопросу этот отказ мотивируется тем, что современное нам экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения Церквей благодатными путями и средствами.

Справа налево: Н. Ниссиотис, Виссерт-Хуфт, Патриарх Алексий I, Ф.К. Фрай

По инициативе В.Х. ЦК ВСЦ в апреле 1955 г. обратился к Русской Православной Церкви с предложением об экуменической встрече. Эта встреча состоялась 7-9 августа 1958 г. в г. Утрехте. ВСЦ представляла делегация в составе: д-р Франклин Фрай, председатель ЦК ВСЦ, д-р Виссер’т Хоофт, генеральный секретарь ВСЦ, и митр. Мальтийский Иаковос (Константинопольский Патриархат). Русская Православная Церковь была представлена митр. Крутицким и Коломенским Николаем, председателем ОВЦС, еп. Смоленским и Дорогобужским Михаилом и А.С. Буевским, секретарем ОВЦС. В соответствии с договоренностью, достигнутой в Утрехте, и по личному приглашению В.Х. о. Виталий Боровой летом 1959 г. ознакомился в Женеве с работой ВСЦ и был в качестве наблюдателя на очередном заседании ЦК ВСЦ на острове Родос (Греция).

Осенью 1960 г. в штаб-квартире ВСЦ в Женеве состоялась встреча В.Х. с еп. Никодимом (Ротовым), председателем ОВЦС, и секретарем ОВЦС А.С. Буевским. Обсуждение вопросов, связанных с вступлением Русской Православной Церкви во ВСЦ, было продолжено там же в марте 1961 г., во время следующего визита еп. Никодима. 20 ноября 1961 г. на 3-й ассамблее ВСЦ в Нью-Дели Русская Православная Церковь стала членом ВСЦ.

9 февраля 1964 г., во время визита в СССР, В.Х. произнес проповедь в московском храме во имя свв. апп. Петра и Павла в Лефортове. Слова В.Х. переводил о. Виталий Боровой.

В том же 1964 г. В.Х. посетил Румынию, Югославию и Болгарию для проведения встреч с предстоятелями Поместных православных церквей. В 1965 г. путем негласных переговоров В.Х. удалось договориться о принятии в ВСЦ Сербской Православной Церкви, без подписания ею необходимых основных документов ВСЦ и без обсуждения этого вопроса в Церкви.

На 4-й Генеральной ассамблее ВСЦ в Уппсале В.Х. назначен почетным председателем ВСЦ (1968).

Цитаты:

Важно уяснить себе, что те Церкви-члены ВСЦ, которые на деле отказываются от своей ответственности перед нуждающимися в любой части мира, в той же мере повинны в ереси, как и те, которые отрицают тот или иной символ веры.

Те Церкви-члены, которые отрицают, что Бог примирил мужчин и женщин с Собой во Христе, так же повинны в ереси, как и те, которые отказываются принимать участие в борьбе за справедливость и свободу в мире и которые ничего не делают, чтобы помочь своим собратьям в нужде.

Основные труды:

The Background of the Social Gospel in America (1928)

Le Catholicisme Non-Romain (1933)

Anglo-Catholicism and Orthodoxy (1933)

None Other Gods (1937)

The Church and its Function in Society (1937) совместно с J.-H. Oldham

Die Not der Kirche und die Oekumene (1942)

Misere et grandeur de l’Eglise (1943)

The Kingship of Christ (1948)

Geschichte und Sinn des Wortes «ökumenisch» (1953)

The Ecumenical Movement and the Radical Problem (1954)

Our Ecumenical Task in the Light of History (1955)

The Renewal of the Church (1956)

Rembrandt and the Gospel (1957)

The Superchurch and the Ecumenical Movement (1958)

The Pressure of Our Common Calling (1959)

Les exigences de notre vocation commune (1960)

No Other Name: The Choice between Syncretism and Christian Universalism (1963)

Kein anderer Name. Synkretismus oder christlicher Universalismus? (1965)

Friede zwischen den Christen (1965/66) совместно с кардиналом Беа

Die Wiederentdeckung des christozentrischen Universalismus der Oekumenischen Bewegung // Oekumenische Bilanz, Reden und Aufsatze aus zwei Jahrzehnten (1966)

Referat in Uppsala: Uber die Zukunft der Oekumenischen Bewegung (1968)

Has the Ecumenical Movement a Future (1974)

Memoirs (1973)

The Fatherhood of God in an Age of Emancipation (1982)

The Genesis and Formation of the World Council of Churches (1982)

Teachers And The Teaching Authorities: The Magistri And The Magisterium (2000)

Источники:

The chief fisherman // Time. 1961. Dec. 8

А.Л. Казем-Бек. К 65-летию д-ра В. А. Виссер’т Хоофта // Журнал Московской Патриархии. 1965. № 10. СС. 46-50

Заболотский Н. A. Unite de L’Eglise — unite de L’Humanite (Единство Церкви — единство человечества). Женева, 1982.

В.А. Никитин, о. Тихон. Экуменическое движение и Русская Православная Церковь до ее вступления в ВСЦ // Журнал Московской Патриархии. 1983. №№ 10, 11, 12. СС. 72-73, 59-68, 60-66

В.А. Никитин, о. Тихон. Всемирный Совет Церквей и проблема сохранения мира // Журнал Московской Патриархии. 1986. № 4,5,6, 7. СС. 58-62, 57-60, 55-57, 56-62

В.А. Никитин. Памяти д-ра В. А. Виссер’т Хоофта // Журнал Московской Патриархии. 1986, 1987. №№ 12, 1, 2. СС. 62-67, 61-66, 64-65

W.A. Jacques Maury. Visser’t Hooft, pionnier de l’oecumenisme (2001)

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s