Стремление изобразить неизобразимое

протоиерей Владимир Переслегин

Таково, на взгляд последователей богословия иконы, «естественное стремление любого православного человека».

Но откроем Евангелие от Иоанна, первую главу, 18 стих. Читайте, пожалуйста. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Поэтому-то мы и лобызаем икону вочеловечения Христова (кондак Недели Православия), что только в изображении Воплощенного Слова – на Иконе Спаса Нерукотворного и на самом Кресте мы видим Бога. Мы видим Его, не потому что можем видеть невидимое или изобразить неизобразимое, но потому что по человеколюбию Своему Он стал видимым в Воплощении для телесных глаз людей!

Но Божество Его остается сокрытым! Разбойник Благоразумный исповедал в Нем «Бога таящегося» в силу веры.

Да, вера – уверенность в невидимом. Но не надо путать веру – явление духовное и дар Божий – и церковное искусство, явление, актуализирующее в нашем сознании истины веры, излагающее их, предъявляющее их нашему сознанию с наибольшей силой ясности и четкости, но ни в коем случае не «раскрывающее» их. Это невозможно, это остается делом веры, неизреченной тайной. Иначе вера не была бы верой.

Око не видело и ухо не слышало и на сердце человеку не восходило, что уготовал Бог любящим Его,– говорит Апостол.

Апостол Павел был восхищен в Рай и слышал там неизреченные глаголы, которые человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12:4). Мы веруем Слову Божию. Веруем, что есть Рай. Веруем, что есть эти глаголы, веруем, что будет новое небо и новая земля. Но не знаем, какие они, кроме того, что на них обитает, по слову Писания, правда. Не должны представлять, не должны изображать.

Это было бы прелестью.

Только то изображается в Церкви, что видело око. Что не видело – не изображается.

О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни», «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом (1 Ин. 1:3).

Неужели кто-то из иконописцев духовнее и православнее Апостолов Иоанна и Павла?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.