Введенский, Александр Иванович

vvedensky(1889-1946) крупный деятель обновленческого раскола, пропагандист идей модернизма.

Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В годы учебы часто посещал литературный салон Д.С. Мережковского и 3.Н. Гиппиус. В 1911 г. через газету «Русское слово» провел анкетирование нескольких тысяч представителей интеллигенции с целью выявления причин широкого распространения неверия.

В 1914 г. экстерном сдал экзамен за полный курс в СПбДА, 27 авг. 1914 г. архиеп. Гродненским и Брестским Михаилом рукоположен во священника с назначением к церкви гвардейского запасного полка в Новгородской губ.

С 1915 г. служил в церкви во имя святых Захарии и Елисаветы (СПб). Во время Первой мировой войны А.В. знакомится с лидерами церковного обновленчества о. И. Егоровым и А.И. Боярским, с чего начинается их тесное сотрудничество. После Февральской революции, вместе с А.И. Боярским и о.И. Егоровым стал одним из основателей «Союза прогрессивного петроградского духовенства», преобразованного 7 марта в «Союз демократического православного духовенства и мирян». Союз а) заявил о своем осуждении монархического порядка вещей, б) определенно высказался за республиканскую форму правления для России, в) за борьбу против капитализма, предоста­вление земли трудящимся и фабрик рабочим; г) за реформу Церкви, а также отделение преподавания закона Божия от светского прохождения наук. Секретарь «Союза», председателем которого стал о. Дмитрий Яковлевич Попов.

Будучи клириком Ведомства протопресвитера военного и морского духовенства, выезжал на фронт, призывая войска продолжать войну «во имя защиты революции». В 1917 г. являлся также членом Всероссийского демократического совещания, заведовал внешкольным отделом Охтинского райсовета Петрограда. Признал Октябрьскую революцию.

Среди членов «Союза демократического православного духовенства и мирян» еще с осени начинает, по словам А.В., созревать решение самостоятельно вести церковное дело, не считаясь с правящей иерархией. В. Лашнюков особенно энергично проводил эту мысль. После же избрания патриарха, когда самые мрачные принципы церковного консерватизма восторжествовали до конца, с особенной настойчивостью встала мысль о необходимости разорвать с официальной московской церковью. Инициатором явился протопресвитер Г.И. Шавельский, призвавший к себе прот. А.И. Боярского и меня для совещания. Вскоре на квартире покойного протоиерея И.Ф. Егорова было устроено совещание, где был выработан как подробный проект Основ новой церкви, так и план отделения от Москвы. По замыслу нашему, отделение от Тихона должно было одновременно начаться в Петрограде, Киеве и Одессе. Шавельский поехал в Москву переговорить с некоторыми церковными деятелями, чтобы совместно выработать план и детали выступления. Но оказалось, что время еще не пришло и наше предложение не встретило массового сочувствия.

В 1918 г. под руководством А.В. выходила серия брошюр «Библиотека по вопросам религии и жизни». Опубликовал в издании общества «Соборный разум» свои сочинения «Социализм и религия» (1918), «Паралич Церкви» (1918), «Анархизм и религия» (1918), в которых порицалась Христианская Церковь и Христианская государственность со времен равноап. Константина Великого. В период гражданской войны, сдав экстерном экзамены в нескольких петроградских вузах, получил дипломы биолога, юриста, физика и математика.

В 1918-1922 гг. А.В. был активным инициатором разнообразных церковных мероприятий в Петроградской епархии, вместе с проф. Н. Егоровым участвовал в религиозных диспутах. В 1920-1922 гг. возглавлял созданные им Захарие-Елисаветинское братство и церковно-богословские приходские курсы. В апр. 1920 г. являлся председателем 1-й конференции петроградских братств, проведение таких конференций началось по инициативе А.В. В 1921 г. А.В. возведен в сан протоиерея.

18 февр. 1922 г. в газете «Петроградская правда» была опубликована статья А.В. «Церковь и голод: Обращение к верующим», содержавшая обвинения в адрес петроградского духовенства. Данная публикация была одной в ряду многих, появление которых предшествовало изданию 28 февраля декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей. В марте 1922 г. А.В. вошел в «Петроградскую группу прогрессивного духовенства» (В.Д. Красницкий, Е.Х Белков, А.И. Боярский, прот. П. Раевский и др.). 24 марта вместе с членами группы подписал провокационное и носившее характер доноса «Воззвание группы священников» («Письмо 12-ти»), в котором содержались обвинения духовенства в контрреволюционности и равнодушии к страданиям народа.

В связи с массовыми репрессиями духовенства в ходе кампании по изъятию церковных ценностей сщмч. Вениамин Петроградский обратился к А.В. с просьбой стать посредником при переговорах с представителями власти. Однако деятельность А.В., открыто поддерживавшего власти, лишь ухудшила положение, и 10 апр. на собрании петроградского клира митр. Вениамин обвинил А.В. в предательстве, сказав, что по вине А.В. и А.И. Боярского арестовывают священников.

12 мая 1922 г. с одобрения и под контролем Антирелигиозной комиссии и ГПУ А.В. вместе с другими деятелями обновленчества А.И. Боярским и Е.Х. Белковым побывал у находившегося под домашним арестом св. Патриарха Тихона с целью убедить его передать им высшую церковную власть. Св. Патриарх ставит временно во главе церковного управления сщмч. Агафангела митр. Ярославского.

13 мая 1922 г. — воззвание группы «прогрессивного духовенства» (Антонин Грановский, В.Д. Красницкий, А.И. Введенский, Е.Х. Белков и др.), обвинявшее св. Патриарха Тихона в руководстве контрреволюцией. Обновленцы требовали немедленного созыва поместного Собора для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между нею и Советской властью.

18 мая 1922 г. А.В. вместе с Е.Х. Белковым и С. Калиновским посещает св. Патриарха Тихона, находящегося под арестом. Получают разрешение принять синодские дела и передать их сщмч. Агафангелу. Итогом визитов обновленцев к св. Патриарху стало ужесточение условий содержания под арестом Патриарха, перемещенного в Донской монастырь, и образование антиканонического Высшего церковного управления (ВЦУ), что означало организационное оформление обновленческого раскола.

19 мая А.В. вошел в состав ВЦУ. 28 мая сщмч. Вениамин Петроградский обратился к пастве с воззванием, в котором объявил о запрещении в священнослужении А.В. и др. членов ВЦУ и отлучении их от Церкви за учиненный раскол. На следующий день А.В. в сопровождении бывшего председателя петроградской ВЧК И. Бакаева посетил святителя, требуя снять запрещение. Сщмч. Вениамин отказался и 1 июня был арестован.

А.В. неоднократно подчеркивал свою близость к органам государственной власти, в особенности карательным. На собрании петроградского духовенства 5 июня лидер обновленчества сделал доклад, в котором сказал, что расстрел пяти священников (2 июня 1922), после Московского процесса,- это ответ государства на его, А.В., отлучение и что, если пастырское собрание не сделает правильных выводов из этого факта, то это будет последнее пастырское собрание в епархии.

После совещания с другими викариями Петроградской епархии и по причине откровенного давления со стороны властей, угрожавших расстрелом сщмч. Вениамина, вступивший во временное управление Петроградской епархией Ямбургский еп. Алексий (Симанский) 4 июня снял с А.В. запрещение. 10 июня начался судебный процесс над сщмч. Вениамином и клириками и мирянами Петроградской епархии. 6 июля, спустя день после вынесения судом смертного приговора сщмч. Вениамину и 10 обвиняемым, обновленческое ВЦУ постановило «лишить сана и монашества» осужденных клириков, а мирян — «отлучить от Церкви».

20 авг. 1922 г. внутри «Живой Церкви» образовалась группы «Союза церковного возрождения», к которой А.В. присоединился 5 сент. Однако в октябре, из-за конфликта с лидером группы Антонином Грановским, А.В. оставил «Союз церковного возрождения» и возглавил «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), программа которого включала требования «обновления религиозной морали», введения женатого епископата, использования русского языка за богослужением, закрытия большей части «выродившихся» монастырей, воплощения идей «христианского социализма» во внутрицерковной и общественной жизни, участие на равных правах клириков и мирян в управлении делами общин.

Отсутствие в СОДАЦ епископов вынудило А.В. восстановить общение с «Живой Церковью», и 16 окт. 1922 г. он вновь вошел в состав ВЦУ и стал заместителем председателя.

6 декабря 1922 г. св. Патриарх Тихон предает анафеме обновленческое ВЦУ и всех имеющих с ним какое-либо общение.

Активно участвовал в работе обновленческого «собора» 1923 г., где 3 мая выступал с докладом, в котором настаивал на лишении сана св. Патриарха Тихона, называя Патриарха «изменником делу Христову». В тот же день «собор» принял постановление, разрешавшее брак епископам, и 4 мая А.В. был избран «архиепископом Крутицким, первым викарием Московской епархии». «Хиротония» А.В. прошла 6 мая в храме Христа Спасителя. В августе 1923 г. он вошел в состав образовавшегося обновленческого «Священного Синода». В начале 1924 г. А.В. также было поручено заниматься зарубежными делами с возведением его в сан «митрополита Лондонского и всея Европы». Однако попытка обновленцев получить хотя бы один храм за рубежом претерпела неудачу, и в сер. 1924 г. А.В. был присвоен титул «митрополита-апологета и благовестника истины Христовой». На открывшемся 1 окт. 1925 г. обновленческом «соборе» А.В. был избран «товарищем председателя Собора». Во вступительном докладе А.В. зачитал заведомо лживое письмо обновленческого «епископа» Николая Соловья о том, что в мае 1924 г. Патриарх Тихон и митр. Петр (Полянский) якобы послали с Соловьём в Париж вел. кн. Кириллу Владимировичу благословение на занятие царского трона. Как и мн. др. устные и печатные заявления А.В., это выступление имело характер доноса и послужило причиной скорого ареста сщмч. Петра.

В 20-е гг. А.В. участвовал в диспутах на религиозные темы с наркомом просвещения А.В. Луначарским (диспуты: Христианство или коммунизм. Л., 1926; Личность Христа в современной науке или литературе. М., 1928). Являлся профессором (в 1932-1934 гг. ректором) обновленческих «Московской богословской академии» и «Ленинградского богословского института».

В 1935 г. вторично женился, называясь при этом «митрополитом». Со 2 дек. 1936 г. объявляет себя «настоятелем» церкви во имя прп. Пимена Великого в Москве. С апр. 1940 г. являлся заместителем обновленческого «первоиерарха» Виталия (Введенского). 10 окт. 1941 г. А.В. провозглашен  «святейшим и блаженнейшим первоиерархом московским и всех православных церквей в СССР». В конце октября 1941 г. присвоил себе сан «патриарха» и 4 декабря 1941 г. инсценировал «патриаршую интронизацию», но вскоре был вынужден отказаться от этого сана и оставил за собой титул «первоиерарха» и «митрополита».

После распада обновленческого раскола искал возможность воссоединения с Московской Патриархией, настаивал на своем принятии в сане епископа. Отказался от предложения стать после покаяния мирянином с предоставлением места сотрудника «Журнала Московской Патриархии».

А.В. многое сделал для пропаганды самых крайних идей модернизма, приспособления Христианства к атеистическому мировоззрению. Обоснованию деятельности по разрушению Православной веры и Церкви посвящен ряд работ А.В. 1922-1923 гг.: «О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви», «Что нужно Церкви», «Церковь Патриарха Тихона», «Церковь и государство: (Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918-1922)», «За что лишили сана бывшего Патриарха Тихона?» и др. С одной стороны, в духе Д.С. Мережковского и вообще идей «религиозного возрождения нач. XX в.» А.В. полностью отождествляет цели и идеалы Христианства с прогрессом, социальным и культурным: Христианство хочет Царства Божия не только в загробных высях, но здесь, в нашей больной, серой, плачущей, страдающей земле. Христос принес на землю социальную правду. С этой атеистической (гностической, если использовать терминологию Э. Фогелена) точки зрения А.В. осуждает Христианство и христиан: христиане не Христовы, Церковь не живет Христом. Единственная надежда в религиозном смысле слова – на атеистическое государство и неверующее общество: Марксисты, коммунисты, Советская власть не идут за Христом. Марксисты, коммунисты, Советская власть работают для исполнения заветов Христа… А между тем Церковь и до сих пор не выявила своего отношения к этому строительству. Церковь не сказала своего слова правды… Марксисты не верят в Бога, но творят дела во имя того братства, о котором говорил Христос. Отсюда вывод: следует присоединиться к деятельности атеистического государства и безбожному прогрессу вообще.

В этом отношении А.В. стал предшественником «православных» модернистов втор. пол. XX в., в частности идей «мирологии«, квазирелигиозной концепции о.А. Меня, воззрений митр. Антония Сурожского и др.

Основные труды:

Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский // Божия Нива. 1918. № 3-5. С. 37

Церковь и голод (1922)

Церковь и революция (1922)

Программа союза общин Древле-Апостольской Церкви // За Христа. Пермь. 1922. № 1-2. С. 22-24

Что нужно церкви? // Живая церковь. 1922. № 2. С. 2-4

Что должен сделать грядущий собор? // Живая церковь. С. 4-6

О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви // Живая церковь. № 2. С. 14-18

Кто пойдет путем обновления церкви? // Живая церковь. 1922. № 3. С. 2-4.

Церковь Патриарха Тихона (1923)

Церковь и государство: Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918-1922 (1923)

За что лишили сана бывшего Патриарха Тихона? (1923)

Христианство или коммунизм (1926)

Личность Христа в современной науке или литературе (1928)

Источники:

Из показаний прот. П. Кедринского на Петроградском процессе 1922 г.- Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. 89305. Т. 17. Л. 75-76

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1994

Левитин А.Э., Шавров В.М. Очерки по истории русской церковной смуты. М.: Крутицкое патриаршее подворье; 1996

Регельсон, Лев. Трагедия Русской Церкви 1917-1945. М.: Крутицкое патриаршее подворье,1996

Православная энциклопедия. Т. VII. М.: Церковно-научный центр РПЦ Православная энциклопедия, 2000

Advertisements

Введенский, Александр Иванович: Один комментарий

  1. О, не зря взывает Святая Церковь: прииди убо скверный убийце учениче, нрав злобы твоея покажи ми, имже был еси предатель Христов! Вот он, собственной персоной из ада. Вот его физиономия. А вот и приговор всем деятелям «церковного» иудина заискивания перед миром. Яко человеколюбив некто притворяешися буе и слепе, всегубительнейший, неверный, миро продавый на цене. Небесного мира кую имел еси цену многоценного? кое приял еси противодостойное? неистовство обрел еси проклятейший сатано.
    А теперь на место, в ад.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s