(1921-1983) — русский богослов-модернист, участник экуменического движения. Основатель направления «православного» модернизма, известного под названием «литургического богословия».
В 1928 г. покинул Эстонию и после краткого пребывания в Белграде поселился в 1929 г. в Париже. Получил среднее образование в русском кадетском корпусе в Версале (1930-1938), а затем во французском лицее Карно (окончил в 1939). Обучался в Сорбонне.
Был иподиаконом митр. Евлогия (Георгиевского). С 22 октября 1946 — диакон, с 20 ноября 1946 — священник, рукоположен архиеп. Владимиром (Тихоницким). В 1946 — 1951 гг. — помощник настоятеля церкви свв. Константина и Елены в Кламаре (Франция), редактор епархиального журнала «Церковный вестник». С 1951 г. — настоятель церкви Рождества Богородицы в Пти-Кламаре (Франция). С 1951 г. находился в юрисдикции Северо-американской митрополии. Был членом митрополичьего совета (1964-1983). С 1953 г. — протоиерей, с 1970 г. — протопресвитер. Основатель (вместе с о. Иоанном Мейендорфом и архиеп. Иоанном (Шаховским) Американской автокефальной Церкви (1970).
Окончил Парижский богословский институт (1945). Из профессоров Института был близок к архим. Киприану (Керну), с которым познакомился еще до поступления в Институт и в чей приход был назначен после рукоположения во священника в 1946 г., и к А.В. Карташеву, сделавшему его своим преемником в преподавании истории древней и Восточной Церкви В 1945-1951 гг. — преподаватель церковной истории в Парижском богословском институте.
В 1951 г. по приглашению Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке переехал в США. С 1951 — доцент по кафедре церковной истории и литургики, с 1960 — профессор по кафедре литургического богословия этой семинарии, с 1962 по 1983 декан.
Участник модернистского сборника «Православие в жизни» (1953). В 1959 г. защитил в Парижском богословском институте докторскую диссертацию по теме: «Введение в литургическое богословие». Почетный доктор церковных наук Греческого богословского института Святого Креста в Бостоне и колледжа Лафайет в Истоне. Преподавал историю восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, в Соединенной духовной семинарии и Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке. В течение трех десятилетий вел религиозную программу на радио «Свобода».
В 1963-1979 гг. – зам. председателя Русского студенческого христианского движения (РСХД), в 1979-1983 — председатель РСХД. Один из основателей братства «Синдесмос» и первый его секретарь. Являлся членом экуменического Содружества преп. Сергия и св. Албания. Присутствовал на II Ватиканском соборе (1961-1965) в качестве официального наблюдателя. Участвовал в работе Всемирного совета церквей (молодежная комиссия, комиссия «Вера и церковное устройство»).
О нем
Р. Вершилло. Мировоззрение о. Александра Шмемана
о. М. Помазанский. Экуменика на фоне православной литургики
о. Рафаил (Карелин). О монашеском авангардизме
П. Рак. Водою и Духом, или о разбавленном Христианстве
Р. Вершилло. Идеология о. Александра Шмемана
Р. Вершилло. Романтизм, пантеизм или атеизм?
Р. Вершилло. Мироздание и мифосознание
Р. Вершилло. Быт или не быть?
Р. Вершилло. Имейте веру Божию
30.09.2013 «Литургия смерти» о. Александра Шмемана
Основные труды:
Исторический путь православия (1954)
La primauté de Pierre dans l’Eglise orthodoxe (1960)
Введение в литургическое богословие (1961)
For the life of the world (1963)
Eastern orthodoxy (1963)
Sacraments and orthodoxy (1965)
The world as sacrament (1965)
Introduction to liturgical theory (1966)
Report on the preliminary negotiations concerning the establishment in America of the Autocephalous Church (1969)
Great Lent (1969)
О Солженицыне (1970)
Знаменательная буря. Несколько мыслей об автокефалии, церковном предании и экклезиологии (1971)
Отклик на Письмо Всероссийскому Патриарху Пимену А. Солженицына (1972)
Confession and Communion. Report to the Holy Synod of Bishops of the Orthodox Church in America (1972)
Liturgy and life (1974)
Of water and the spirit. A liturgical study of baptism (1974)
Secularism and liturgy (1976)
Church, world, mission. Reflections on orthodoxy in the West (1979)
Евхаристия: Таинство Царства (1984)
Воскресные беседы (1989)
Sermons (1991-1994)
The journals of Father Alexander Schmemann, 1973-1983 (2000)
O Death, where is thy sting? (2003)
Беседы на Радио «Свобода» (2009)
Собрание статей 1947-1983 гг. (2009)
«Посетители православной ярмарки смогут приобрести мед по сниженным ценам, а также бесплатно пообщаться со священником и получить консультацию православного психотерапевта. На ярмарке можно будет увидеть чудотворные иконы. Эта реклама звучит сегодня в московском метрополитене.
Ничего ужаснее для Церкви быть не может. Это кощунство над Святыней, но теперь уже не самодуровское, а со стороны «миссионеров»- атеистов.
Атеизм — это ведь не убеждение в том, что Бога нет, а бесстрашие перед Богом.
И такой атеизм в полной мере присущ протопресвитеру Александру Шмеману. Он настаивал на том, что Святыни нет, что преклонение перед Святыней чуждо православной вере. Предметом его веры было существующее в его воображении «древнее христианство», а не Христос Бог и Его Церковь.
Вот как он пишет об этом. «Древние христиане: Христос здесь, потому что Он посреди нас. Нынешние христиане: Христос здесь, потому что Он на Престоле в Св. Тайнах!». Это последнее заключение отвергается о. Шмеманом, подвергается резкой обструкции!
И вот результат 25-летнего уничижения школьного Богословия, построенного на страхе Божием, уничижения, сделавшегося, благодаря Шмеману, Мейендорфу и Сурожскому, всеобщим. «На ярмарке вы увидите чудотворные иконы. На ярмарке вы сможете поговорить со священником. Бесплатно!»
Ибо это — звенья одной цепи.
И цепь, похоже, замкнулась. Рядом с медом, платками, деревянными ложками — «Евхаристия», «За жизнь мира», «Водою и духом». Как ни ненавидел о. Александр «бабье благочестие», платки и четки, а попал в их «калашный ряд». Именно он, а не подвергнутые его дерзкому уничижению памятники Школьного — то есть единственно верного — Богословия. Ибо на «православной ярмарке» никто не найдет ни Послания о вере Восточных Патриархов, ни Исповедания Православной веры, ни даже Пространного Христианского Катехизиса в вопросном изложении.
НравитсяНравится
Вы не знаете, о чем вы говорите. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.» (Римлянам 14:4)
НравитсяНравится
Во всяком случае, я не знаю, о чем вы говорите. О вкушении о. Шмеманом мяса в пост?
НравитсяНравится
Полностью одобряю статью о протопресвитере А.Шмемане. И сайт.
Я еще делаю акцент на том, что он был просто одержим либеральной политической идеологией, под нее пытаясь подстроить Церковь.
Ну и его ксенофобия по отношению ко всем Удерживающим. Оскорблял русских и Россию. Греков он вообще называл «раковой опухолью на теле православия». «b народы хранили веру и потому были ему особенно ненавистны.
А его последователи — настоящая тоталитарная секта.
http://www.rusk.ru/st.php?idar=113384
НравитсяНравится
Уважаемый Игорь! Благодарим за поддержку.
НравитсяНравится
Вот ещё замечательная статья Игоря: http://www.blagogon.ru/digest/42/
Там и про Шмемана всё правильно прописано.
НравитсяНравится
Хочется сказать просто и кратко: Шмеман жжет! Это просто что-то из ряда вон выходящее. Это даже хуже чем просто неудержимый либерализм. Это, как хорошо заметил о.Владимир, простой атеизм.
Не говоря уже о его «непонимании» Великого поста (кушаю курочку и смотрю гандболл) и шестопсалмия на богослужении (выодил покурить), важно процетироватт его Дневник, в котором отражаются его истинные взгляды: «Я НЕНАВИЖУ ПРАВОСЛАВИЕ»!!!
Нет больше слов…
НравитсяНравится
О.Владимир!
Аплодируем Вашим словам о ярмарке и отсутствии там книг со «школьным» богословием. Это разумно: учебники по высшей математике никто не будет читать в качестве комиксов перед сном. Это будет просто неинтересно.
Шмеманы и Афанасьевы появляются и уходят, а вот Православные богословы, о.Михаил Помазанский, св.Филарет Московский, св.Иоанн Дамаскин с их бессмертными трудами были есть и будут.. Хочешь-нехочешь, а Церковь консервативна, и она никогда не придаст своего учения, запечатленного в трудах гениальных и святых людей!
НравитсяНравится
Все правильно относительно о. Александра (Шмемана). Модернисты дружно и уверенно шагают по Европе, брезгливо зажимая нос при взгляде на Россию. Труды Шмемана, Мейендорфа и Сурожского достаточно громко пропагандируются и широко доступны в православной Польше. На них «вскармливают» семинаристов и молодежь. Все это уже дало свои плоды. И омытое кровью мученников Православие в Польше начинает претерпевать необратимые изменения под настойчивым приглаживанием современных модернистов, (например о.Генриха (Попроцкого), большого друга о.Георгия (Кочеткова)).
НравитсяНравится
Не могли бы Вы поподробнее рассказать об о. Попроцком, или дать ссылки (можно на польском)?
НравитсяНравится
«Атеизм – это ведь не убеждение в том, что Бога нет, а бесстрашие перед Богом»
Вот не надо, пожалуйста, искажать смысл понятия. Бесстрашие перед Богом — это кощунство, но никак не атеизм
НравитсяНравится
А как быть с Апостолом, который говорит, что для язычников явно было, что Бог существует, но они отвергли Его и стали поклоняться идолам? Ведь атеизм всегда сопровождается верой в тех или иных идолов.
НравитсяНравится
А как быть с ап. Павлом, который хвалил греков за благочестие и поклонение «неведомому Богу»? Это ведь при том, что они были язычниками.
НравитсяНравится
Св. Иоанн Златоуст толкует это место из Деяний:
Это значит, собственно, то, что язычники знали Бога и, зная, отвергли Его. Апостол опровергает тем самым мысль язычников, что Апостол предлагал им новое учение. Нет, говорит он: я проповедую Того, Кого вы уже отвергли. В другом месте Апостол иначе доказывает эту же мысль:
НравитсяНравится
Наверное это как-то связано с моей усталостью, но я не помню этого момента
НравитсяНравится
Судя по голосованию, раньше у Шменана было больше российских почитателей. Сейчас их тоже немало, особенно в среде его либеральных последователей и модернистов. Судить его будет Бог, а я могу только пожалеть его заблудших поклонников и убежденных последователей — разрушителей Церкви Христовой. По делам их воздаст им Господь Бог наш!
НравитсяНравится
http://www.cerkov-ru.eu/%D0%95%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF-%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%B8-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%B5%D1%81%D1%8F-%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8_a889.html
В «Афонском патерике» описывается известный случай нападения католиков на святогорский монастырь Зограф. Тогда Матерь Божия приказала некоему отшельнику, жившему вне монастыря, бежать в обитель и предупредить братию, со словами: «Идут враги моего сына».
Кому же на самом деле молились эти несчастные студенты во главе с епископом Корсунским совместно с еретиками, не трудно догадаться.
НравитсяНравится
Не могу в ту ветку Вам ответить. Правильно ли я понимаю, что похвала в данном случае является некоторой иронией?
НравитсяНравится
Протопресвитер А. Шмеман рукоположен во священство в 25-летнем возрасте. 14-е Правило Трулльского Собора гласит: «…дабы во пресвитера прежде тридесяти лет не рукополагати, аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Ибо Господь Иисус Христос в тридесятое лето крестился и начал учити». В 15-м правиле того же Собора говорится: «Аще же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен».
Кстати, в статье сказано, что он «русский» богослов-модернист. На самом деле почти все такие «богословы» — евреи.
НравитсяНравится
В роду протопресвитера А.Шмемана — крещённый еврей купец; настройщик фортепьяно; юрист; офицер. Не принадлежа к сословию священства, в Российской Империи он вряд ли вообще мог быть рукоположен.
http://ru.rodovid.org/wk/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F:Tree/751781
НравитсяНравится
Много достойных современных священнков рукоположены ранее до достижения ими 30 летнего возраста. И что теперь?
НравитсяНравится
«…Аще бы человек и весьма достоин был, но отлагати до уреченных лет. Аще же кто, в какую бы то ни было священную степень, поставлен будет прежде определенных лет: да будет извержен», — говорят 15-е Правила Трулльского (подчеркиваю — Вселенского) Собора. А Вы спрашиваете: «и что теперь?»
Если бы эти достойные были рукоположены вовремя, то для них не предусматривалось бы извержения.
Здесь мы говорим о протопресвитере А.Шмемане, его Вы относите к достойным?
НравитсяНравится
Но его ведь рукоположили в возрасте не соответствующем правилу, значит сочли достойным, а он, получается, не оправдал надежд. Такое происходит или из встречного стремления клира, в ответ на желание испрашивающего священства, или это
была чистая инициатива клира — своего рода аванс будущему о. Александру? В любом случае, это благодать, которую о. Шмеман не смог принять.
НравитсяНравится
Такое происходит из-за пренебрежения Церковными Канонами и постановлениями Святых Соборов, как бы «малозначащими». Даже достойных кандидатов по этой причине искушает диавол. К сожалению, какого-то канонического запрета на рукоположение или хотя бы тщательного испытания «выкрестов» ныне не существует.
НравитсяНравится
Надо ли как-то отметить, что именно Шмеману принадлежит любимое выражение модернистских борцов за отмену Исповеди перед Причастием — Шмеман назвал Исповедь «билетом на Причастие»?
(Шмеман Александр, прот. Евхаристия. Таинство Царства. Глава 12. Таинство причастия)
НравитсяНравится
Я отмечал это в своих статьях.
НравитсяНравится