Для памяти православному христианину

Мемориальная записка об отношении к обновленчеству. ок. 1924 г.

1) Живоцерковники, именующие себя обновленцами, отпали от Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви, составили из себя самочинное общество, назвав его Церковью; произвели церковный раскол, своими лжеучениями исказили и извратили основные истины Христианской веры и Православной Христовой Церкви, чем и внесли смуту в сознание верующих. Поэтому они по справедливости должны быть причтены к еретикам.

Спаситель повелевает не сообщаться с такими людьми: Если брат твой и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф. 18:17).

Апостол Павел учит: Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3:10).

2) Они захватили в свои руки самочинно церковную власть, перехватив ее от митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского], которому временно передал эту власть Патриарх Тихон. Точные сведения о захвате живоцерковниками церковной власти содержатся в послании митрополита Ярославского Агафангела от 5(17) июня 1922 г. за № 214 и в послании самого Патриарха Тихона, в котором он со всей силой утверждает, что он от Патриаршества не отказывался и власти не передавал ни епископу Антонину [Грановскому], ни тем протоиереям и К0, которые стали во главе т. н. «церковной революции». Как насилием вставшие во главе церковного управления, они подлежат извержению из клира церковного, а миряне — отлучению. Апостольское 31-е правило говорит: Аще который пресвитер… отдельно собрания творити будет, да будет извержен, яко любоначальный, ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного.

3) Они извращают основные истины веры и Церкви. На первом своем учредительном собрании в 1922 г. живоцерковники сняли отлучение от Церкви с еретика Льва Толстого, который в своих писаниях отвергал Божество Спасителя, за что и был отлучен от Церкви Св. Синодом. Снятием с него отлучения они показали свое согласие с его учением и признание его ереси и, таким образом, сами подпали тому же отлучению от Церкви. Вскоре потом они поспешили обнародовать свою собственную программу церковных реформ в своем журнале «Живая Церковь» (№ 10). Программа эта носит явно еретический характер.

Они не признают или сомневаются в Божестве Иисуса Христа, обещая дать в своей догматике нарочитое развитое учение о человеческой природе Христа Спасителя (см. программу реформ догматических).

Отрицают богодухновенность Священного Писания Ветхого и Нового Завета, считая его плодом «древнееврейского понятия о Боге» (п. 2).

Отрицают библейское сказание о сотворении мира и человека, считая их продуктом естественных сил природы (пп. 3, 4).

Скрывают истинное учение о крестной смерти Спасителя, как искупительной жертвы за грехи людей (п. 5).

Отрицают существенное значение Церкви, как сокровищницы благодатных даров Святого Духа, в таинствах своих очищающей человека от грехов, освящающей его и спасающей, оставляя Ей служение только земным интересам, водворению на земле среди людей правды Божией (п. 6). Отрицают будущую загробную жизнь, считая страшный суд, рай и ад созданием воображения человека, понятиями нравственными.

Отрицают личное спасение подвигами целомудрия, удалением от греховного мира и т. д., считая учение о личном спасении «монашеским учением».

На богослужение и каноны церковные программа смотрит самым легкомысленным взглядом. Здесь, по их мнению, можно кое-что оставить, многое изменить и многое совсем выбросить.

Когда появилась эта возмутительная программа, верующие отшатнулись в испуге от живоцерковников, ибо сделан был адский подкоп на самое святое, самое дорогое верующему сердцу. Поняв свою ошибку, что так поспешно они открыли все свои карты, живоцерковники забили отбой, уверяя в своих воззваниях и проповедях в своем правоверии и отказываясь от своей программы.

Для доказательства своего правоверия они стараются совершать богослужение по уставному чину и стремятся войти в сношение с пастырями и членами истинной Православной Церкви. Будьте осторожны! Не давайте себя в обман их лукавству и лицемерию. Смотрите на их дела, на позорные их деяния, на захват храмов Божиих, по изгнании из них достойных пастырей и проч.

4) Захватив в свои руки церковную власть, они устанавливают пресвитерское церковное управление, ибо епископ является у них только председателем коллегии по управлению епархией при многих других членах из пресвитеров, диаконов и мирян и пользуется одним голосом, наравне с прочими членами, каковой голос теряет свою силу в большинстве голосов пресвитеров и других членов.

Такой строй церковного управления есть протестантский, а не православно-канонический, ведущий свое начало от Христа и апостолов.

Христос власть в Церкви передал апостолам, апостолы передали преемникам-епископам, которым дали свои права управления Церковью, рукоположения, священнослужителей и проч. (Тит. 1:5; 1 Тим. 5:17-23). Апостольское правило 39 повелевает: Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их. Так управлялась Православная Церковь епископами, как преемниками апостолов, в течение двух тысяч лет, и никто не имеет права отнять у них той власти, которую они получили от Христа и апостолов.

5) Они составляют из своих единомышленников епархиальные съезды и Поместные Соборы, на которых выносят постановления, противные духу Христианской православной веры и канонам церковным. Таков именно был их Собор 1923 г. Что постановил важного для блага Церкви Божией этот Собор? Ничего. Напротив, он своими постановлениями разнуздал плотские вожделения священнослужителей и дал полную свободу их похотям, узаконив брачный епископат и разрешив, священникам и диаконам вступать во второй брак.

Собор этот забыл слова Спасителя о целомудрии для Царства Небесного (Мф. 19:12). Он не захотел припомнить и слов апостола Павла, что неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Он не придал значения словам того же Апостола, что он желал бы, чтобы все были целомудренны, как и он. Но кому же прежде всех заботиться об угождении Господу? Кому, главным образом, думать о Царствии Небесном, подражать примеру апостолов, как не тем, кто призван быть образом воздержания и покорности велениям Слова Божия и Святой Церкви?

Собор Вселенский VI узаконил безбрачный епископат, Апостольские правила и тот же VI Вселенский Собор запретили двоебрачие священникам и диаконам (см. апостольские правила 17 и 26; правила VI Вселенского Собора 3,6, 12, 13), а собор 1923 г., собор поместный, собор партийный (а потому вообще не имеющий значения и достоинства Собора), дерзает отменить постановления Вселенского Собора и выносит свои постановления, как раз противоположные постановлениям Вселенского Собора.

6) Отделившись от Единого Тела Церкви Христовой, впавши в среду по духу чуждую, живоцерковный епископат и вообще все священство утратили правильное преемство благодати и стали безблагодатными, а потому рукополагаемые их епископами епископы, священники и диаконы не получают благодати священства и остаются безблагодатными, а совершаемые ими таинства не имеют благодатной силы (см. 68-е Апостольское правило).

7) Не имея внутренней силы для борьбы с православными пастырями и преданными Православной Церкви верующими, они пускают в ход клевету, доносы и обвинения православных в контрреволюции, чем ставят в ложное и тяжелое положение пред Советской властью честных и покорных граждан республики. С такими людьми не может быть примирения, ибо какое общение может быть правды с ложью, мира со враждой, любви с ненавистью?

8) Не признаваемые за пастырей со стороны православных христиан, которые не допускают их к совершению богослужения в своих храмах, живоцерковники насильно врываются в православные храмы, захватывают их в свое распоряжение, изгоняют из них достойных пастырей, а на место их ставят своих единомышленников, изменников веры и Церкви Православной и разное церковное отребье… Таковые их деяния осуждены в истории Собором Гангрским (6-е правило), Антиохийским (5-е правило), строго запрещаются и постановлениями Советской власти (см.: «Еженедельник советской юстиции». 6 июля 1923 г.).

9) Захватив в свои руки центральное и епархиальное управление, живоцерковники дали полную свободу своим вожделениям, диктаторски властвуют над клиром, услаждают свою плоть яствами и питиями, женятся незаконным браком и хватают себе награды, кто сколько хочет. А между тем невежество среди них все растет и растет. Какие у них ставятся непросвещенные епископы, невежественные священники и диаконы, — и говорить нечего…

Достаточно заявить кому-нибудь, что он признает живоцерковников, и он немедленно будет поставлен у церковного дела. При таком составе пастырей и еще легче распространяется неверие, к чему, в сущности, и стремятся обновленцы, прикрываясь церковными видами.

Нравственный долг каждого православного христианина сторониться во всем обновленчества — при всяком случае всегда разоблачать их ложь и обман.

Публикуется по изд.:

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского богословского института, 1994. СС. 344-347

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.