Мережковский, Дмитрий Сергеевич

merezhkovsky(1865 — 1941) — русский литератор, публицист, популяризатор символизма и модернизма. Представитель «нового религиозного сознания». Масон.

В 1888 г. окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Печататься начал в 1881 г. Один из первых русских символистов. В 1893 г. опубликовал книгу «О причинах упадка и новых течениях русской литературы», которая наряду с его стихотворным сборником «Символы» (1894) считается манифестом символизма. Согласно М., русские декаденты — первые русские европейцы, люди всемирной культуры, достигшие крайних вершин ее „самозародившейся мистики“. В стихотворениях М. «гражданские» мотивы надсоновского типа смешиваются с религиозной настроенностью («Христос воскрес», «Часовой на посту»). Бледные образы, шаблонные рифмы оформляют вялые философствования на религиозные темы («Вера», «Смерть»), сочетаясь с искусственностью тона, крикливостью патетики («Сакья-Муни», «Morituri»).

С начала 1900-х гг. М. переключился в основном на прозу и публицистику. Европейскую известность принесла прозаическая трилогия «Христос и Антихрист».

М. нередко называют религиозным философом, однако это слишком большой комплимент в его адрес. В целом система его воззрений до конца представляла смесь романтических, революционно-народнических и модернистских идей. Как писал Л.А. Тихомиров, М. требует мистицизма не для собственного употребления, а для публики, для ее, так сказать уловления. Мистицизм появляется как нечто, способное связать неверие художника с верой публики. В этом все открытие г-на Мережковского. Никогда прежние материалисты не позволяли себе говорить об отрицаемом ими Боге так легко, беззаботно, с полным отсутствием уважения к вере верующих, как новые проповедники «художественного мистицизма».

Размышляя об истории человечества, М. повсюду видел противоборство двух начал: «бездны плоти» и «бездны духа». В конечном синтезе этих двух бездн в результате всемирно-катастрофических процессов видел он исполнение смысла истории. Историческое Христианство казалось ему недостаточным для спасения человечества. Христианская Церковь, якобы, шла несовершенным: исключительно «духовным», «аскетическим» путем и, пренебрегая плотью, не справлялась со своей великой задачей. Особые претензии М. предъявлял к Русской Православной Церкви, обвиняя ее в безжизненности, порабощенности государством, потере способности реагировать на культурные и социальные процессы.

Христианство, якобы, нуждается в примирении с плотью и, во всяком случае, в серьезном внутреннем обновлении и даже духовной революции, в результате которой должна возникнуть «церковь Третьего завета». Концепция «Третьего Завета» заимствована М. у католического гностика Иоахима Флорского, но обращение к ней М. свидетельствует отнюдь не о преемственности его философских идей, а лишь об их неоригинальности. В начале 1900-х гг. Мережковские пытались подкрепить свою теорию мистической практикой, организовывая в своей квартире «вечери любви» с кощунственной имитацией церковных таинств.

В 1901 г. М., Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанов и другие основали в Петербурге Религиозно-философские собрания, позже преобразованные в Религиозно-философское общество. Член редакции модернистско-символистского журнала «Новый путь», наряду с П.П. Перцовым, В.А. Тернавцевым и В.В. Розановым. В эти годы М. занимался литературно-критическими исследованиями («Л. Толстой и Достоевский» (1901 — 1902), «Гоголь и черт» (1906) и др.), религиозной эссеистикой («Грядущий Хам» (1906), «Не мир, но меч» (1908), «В тихом омуте» (1908), «Больная Россия» (1910) и был достаточно заметной фигурой в общественной жизни.

Принимал участие в формировании идеологической платформы кадетов, контактировал с эсерами (в том числе с Б.Савинковым и А.Керенским). М. приветствовал Февральский переворот 1917 г. В декабре 1919 г. с З.Н. Гиппиус, Д.В. Философовым и В.А. Злобиным эмигрировал в Варшаву, затем в Париж.

Проза, написанная в эмиграции, несмотря на тематический размах («Мессия» (1925), «Наполеон» (1929), «Тайна Запада: Атлантида — Европа» (1931), «Иисус Неизвестный» (1932 — 33), «Павел и Августин» (1937), «Франциск Ассизский» (1938), «Данте» (1939) не вызывала большого читательского интереса. М. участвовал в рижской газете «Сегодня» и варшавской «За свободу!», был парижским соредактором варшавского литературно-политического еженедельника «Меч» (1934 — 1939). В 1927 году организовал литературное религиозно-философское общество «Зеленая лампа», которым руководил Г.В. Иванов.

В конце 1930-х гг. М. изучал идеи фашизма. В 1939 г. лично встречался с Муссолини. В 1941 г. после нападения фашистской Германии на СССР М. выступил на парижском радио с речью «Большевизм и человечество», в которой говорил о «победе духовных ценностей», которые несут на своих штыках «немецкие рыцари-воины».

О нем:

сщмч. Феодор (Поздеевский). Современная моральная беспринципность в приложении к вопросу о характере христианской жизни

В.Н. Терлецкий. Хилиастические чаяния в «новом религиозном сознании»

Источники:

Литературная энциклопедия. Т. 7. М.: ОГИЗ, «Советская Энциклопедия», 1934

о.Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937

Тихомиров Л.А. Упадок творчества // Критика демократии. Статьи из журнала «Русское обозрение». М.: Москва, 1997. СС. 419-428

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s