архиеп. Михаил (Мудьюгин)

mudjugin(в миру Мудьюгин Михаил Николаевич) (1912-2000) — крупный экуменический деятель, представитель богословского модернизма, сторонник обновленческих реформ в Православной Церкви.

В детстве был посвящён в чтецы митр. Вениамином (Казанским). Пел и читал на клиросе, прислуживал в алтаре. Принимал активное участие в жизни Свято-Андреевского Старо-Афонского подворья в Санкт-Петербурге. В январе 1930 г. был арестован за участие в церковной жизни. Находился в предварительном заключении до сентября 1930 г. Приговорен к трем годам лишения свободы условно.

В 1933 г. окончил Институт иностранных языков. В 1946 г. — окончил энергетический факультет заочного Института металлопромышленности, аспирантуру котло-турбинного института имени Ползунова, в котором проработал несколько лет. С 1953 г. — кандидат технических наук, доцент Ленинградского горного института, преподавал теплотехнику и историю КПСС (до 1957 г.).

В 1958 г. рукоположен в диаконы, затем в священники епископом Вологодским Гавриилом (Огородниковым). В 1958-1960 гг. служил в кафедральном соборе Вологды, затем — в Казанском храме города Устюжна. С 1964 г. — протоиерей.

Заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию, а затем Ленинградскую духовную академию по заочному сектору со степенью кандидата богословия (тема диссертации: «Состояние римско-католической экклезиологии к началу II Ватиканского собора»).

С 1964 г. преподавал в Ленинградских духовных школах латинский язык, а затем историю и разбор западных исповеданий, был помощником инспектора. С 1966 г. — доцент, декан вновь организованного при ЛДА факультета африканской христианской молодежи. В 1966-1968 гг. был ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. Назначен на этот пост по инициативе митрополита Никодима (Ротова). Ввел новшества, удержавшиеся до сих пор. При богослужениях часто стали читать Священное Писание на русском языке.

В 1966 г. пострижен в монашество митр. Никодимом (Ротовым), в том же году — архимандрит, затем епископ Тихвинский, викарий Ленинградской епархии.

С 1968 г. — епископ Астраханский и Енотаевский, с 1977 г. — архиепископ. В 1972 г. защитил в ЛДА диссертацию на соискание ученой степени магистра богословия на тему «Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям». С 1979 г. — архиепископ Вологодский и Великоустюжский. Совмещал архиерейскую деятельность с работой в качестве профессора ЛДА. Читал лекции в Вюрцбургском университете и в университете города Турку.

С 1981 по 1988 г. — член Комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси.

В 1993 г. отправлен Св. Синодом на покой. Также преподавал на катехизаторских курсах Новгородской епархии, в гимназии и в католической семинарии в Санкт-Петербурге. В последние годы жизни много проповедовал, делая передачи на петербургском радио «Геос».

К экуменизму относился положительно. Радовался развитию экуменизма под руководством митр. Никодима (Ротова), великого деятеля мирового христианства. Участвовал во многих официальных двусторонних богословских собеседованиях с евангелическими церквами в Германии (ФРГ), Союзом евангелических церквей в ГДР, с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии и с церквами реформатского исповедания. Участник богословских собеседований с католиками. С 1967 г. архиеп. М. являлся неизменным участником православно-лютеранских собеседований; на каждом из них он представлял свой доклад. Прежде всего следует упомянуть о его докладе на тему «Реформация ХVI в. как церковно-историческое явление» («Богословские труды», сб.6. М.1971, С.155-164).

Положительно относился к деятельности о. А. Меня.

По мнению архиеп. М., Церкви нужны серьезные реформы по образцу тех, что разрабатывались Поместным Собором 1917-1918 гг., однако сейчас это невозможно из-за консервативно настроенного епископата, зараженного традиционализмом, обрядоверием, чинопочитанием.

Сторонник обновленческих изменений Православного Богослужения, замены церковнославянского языка в Богослужении. Подписал Обращение от 10 апреля 1994 г. с призывом к дискуссии по вопросу богослужебного уклада.

Член попечительского совета СФИ (секта о. Г. Кочеткова). Благословил издание еретических «катехизисов» о. Г. Кочеткова. Автор предисловия к этому сочинению о. Г. Кочеткова. По сообщению о. Г. Кочеткова, архиеп. М. часто приезжал к нам на братские соборы. В 1995 г. участвовал в заседаниях собора, выступал, комментировал отдельные вопросы, непосредственно участвовал в обсуждении. Он очень понравился всем присутствующим какой-то своей внушительностью и весомостью суждений. По рядам прошел шепот — «о, настоящий епископ!» Потом была агапа в здании Художественного училища недалеко от выставочного комплекса на Крымском валу. Владыка участвовал в агапе, совершенно не подчеркивая своего значения как епископа. Он стоял в ряду ведущих агапу, как один из них. Он также молился с чашей, брал хлеб. Его участие ощущалось как участие старшего брата. В его лице мы чувствовали рецепцию того, что мы делаем, здоровыми силами церкви (Воспоминания сектанта А.М. Копировского).

В издательстве Библейско-богословского института вышли книги архиеп. М. «Введение в основное богословие» и «Русская православная церковность».

Цитаты

Понимание вероучительной непогрешимости Церкви как дарованной содействием Святого Духа безошибочности соборных деяний резко противоречит истории самих Вселенских соборов, многие решения которых или отменялись более поздними соборами, или были оставляемы в нарочитом небрежении.

Наличие в богослужении ектении об оглашенных, утомительного перечня имен при поминовении живых и умерших и другого словесного балласта — это не только бесплодная потеря времени, но и явный вред для всех молящихся.

В житийной литературе можно встретить также легенды, создание которых вовсе нельзя объяснить… Таково, к примеру, «предание» о путешествии Марии Магдалины в Рим, где она якобы преподнесла императору Тиберию крашеное яйцо и приветствовала его словами «Христос Воскресе». Эту выдумку, совершенно не укладывающуюся в исторический и социально-бытовой контекст, можно услышать в проповедях чуть не каждый раз, когда речь зайдет о Марии Магдалине.

Основные труды

Реформация ХVI в. как церковно-историческое явление (1971)

Комментарии к 3-й главе Евангелия от Иоанна (1973)

Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям: Основы православной субъективной сотериологии (1973)

Благодать в Церкви и через Церковь (1979)

Благодатное преобразование-преображение мира и святая Евхаристия (1980)

Евхаристия и священство (1980)

Евхаристия по учению Православной Церкви (1980)

Церковь и Евхаристия в православном сопоставлении (1984)

В помощь при совершении общественного Богослужения: Богослужебные указания для пастырей (1993)

Православное иконопочитание (1993)

Введение в основное богословие (1995)

Русская православная церковность. Вторая половина ХХ в. (1995)

Кафолики и католики (1996)

Методическое руководство к совершению Таинства Исповеди (2001)

Разрозненные мысли вслух (2010)

Автор предисловия

Православное богослужение. Выпуск 2. Русифицированные тексты чинов Крещения, Миропомазания и подготовки к ним. М.: СФИ, 1996

О нем

02.08.2013 Архиеп. Михаил (Мудьюгин): штрих к портрету

22.05.2012 Круглый стол собрал почитателей памяти покойного модерниста и экумениста

15.05.2012 Архиеп. Михаил (Мудьюгин) и кочетковцы

13.05.2012 Единомышленники вспоминают архиеп. Михаила (Мудьюгина)

Источники

архиеп. Михаил (Мудьюгин). Православное учение о личном спасении. Спасение как цель и как состояние // Сост. о. Константин Костромин. Санкт-Петербург: Сатисъ, 2010

Архиепископ Михаил: Принятие духовного сана было моей мечтой с детских лет // Сегодня. 27.12.1995

Единение в разобщенности // Русская мысль. 08.09.1993

Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии Русской православной церкви по состоянию на 1 октября 1997 г. М., 1997

Advertisements

архиеп. Михаил (Мудьюгин): 3 комментария

  1. Мнѣ, какъ непосредственному свидѣтелю и слушателю его лекцiй въ ЛДА (въ 1988-1989 гг.), остаётся добавить, что онъ постоянно высказывалъ свою откровѣнную непрiязнь къ монашеству и проявлялъ крайнюю раздражительность, при малѣйшемъ проявленiи даже непроизвольной неучтивости къ своему статусу. Поэтому его «смиренiе» на кочетковскихъ агапахъ есть ни что иное какъ лицемѣрiе и актёрство, къ которому онъ имѣлъ явно выраженнйю склонность и особое пристрастiе, ибо окруженъ былъ всегда представителями Мельпомены. Всегда проявлялъ своё восхищенiе и даже представлялъ намъ, «угрюмымъ», въ примѣръ такихъ радостныхъ, «благодушныхъ» и открытыхъ протестантовъ. Говорю это не для осужденiя, — Богъ ему Судья! — но для констатацiи самаго факта образчика самихъ характерныхъ чертъ представителей либерализма и модернизма въ церковной средѣ, причёмъ, какъ правило, заочниковъ (духовныхъ недоучекъ), интеллегентовъ, извнѣ вошедшихъ въ церковный клиръ и претендующихъ на нѣкую iерархическую элитарность.

    Нравится

  2. Архиепископ Михаил (Мудьюгин) считал «служение на славянском языке антиканоничным…» («Сегодня», 12.02.1994). Даже не называет его церковно-славянским. Он же в своей книге «Русская православная церковность. Вторая половина XX века» (М., 1995) чтение в храмах на церковно-славянском языке называет одним из «сатанинских ухищрений», причем «наиболее мощно действующих».

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s