о. Флоровский, Георгий Васильевич

florovsky(1893 — 1979) — русский богослов модернистского направления, основатель направления «неопатристического синтеза», видный деятель экуменического движения.

Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета. Эмигрировал в 1920 г. в Болгарию, затем в Чехословакию. В Болгарии становится участником собраний Русского религиозно-философского общества, а также группы «евразийцев». Принимал участие в первом сборнике «евразийцев» «Исход к востоку» (1921), вскоре покинул группу. Член-основатель братства Св. Софии, покидает Братство из-за разногласий по поводу софиологии. Участник Лиги православной культуры.

В 20-е гг. был близок к кругу Н.А. Бердяева. Автор журнала «Путь». В 1925 г. стал профессором патрологии в Парижском богословском институте по предложению о. С.Н. Булгакова и В.В. Зеньковского, после войны преподавал там догматическое и нравственное богословие. В 1932 г. рукоположен в сан священника митр. Евлогием (Георгиевским). Был священником храма РСХД.

К 1-й пол. 30-х относится его основной труд: «Пути русского богословия» (Париж, 1937). В сер. 30-х участвует в комиссии по делу об осуждении ереси о. С. Булгакова Московский Патриархией. Под давлением о. С. Четверикова подписывает «Особое мнение» меньшинства комиссии. В «мнении» говорится, что осуждение о. Сергия Булгакова следует считать преждевременным и торопливым, однако его воззрения действительно «вызывают большую тревогу». Несмотря на многократные призывы о. С. Четверикова высказаться по поводу софиологии, о. Ф. сохранил свое молчание до конца.

Здесь сказалось твердое решение Флоровского сопротивляться всем попыткам втянуть его в сколько-нибудь значительное дальнейшее участие в булгаковской Комиссии. В какой-то мере, вероятно, отразилась тут и надежда Флоровского, что таким образом его имя не будет непосредственно связываться с заключением Комиссии, будь оно «за» или «против»… Четвериков умоляет Флоровского принять участие в составлении заключительного документа и даже обращается к его жене с тем, чтобы она помогла убедить о. Георгия. В конце концов Четвериков заявил, что откажется от председательства, если Флоровский не перестанет уклоняться от участия, и, поскольку тот оставался неумолим, Четвериков исполнил свои намерения.

В 1936 на Первом Конгрессе православных богословов в Афинах выдвигает программу «неопатристического синтеза».

Участник экуменических встреч под эгидой Содружества Свв. Албания и Сергия. В августе 1937 г. о. Ф. принимает участие во II Всемирной конференции движения «Вера и церковное устройство» в Эдинбурге. Начиная с 1937 года, регулярно участвовал в экуменических встречах, часто в качестве делегата от Константинопольского Патриархата. На 1-й Ассамблее ВСЦ (Амстердам, 1948 г.), был членом православной делегации, избран членом центрального комитета ВСЦ, а затем, на его первом заседании, членом исполкома, которым и оставался до 1961 года.

В 1948 г. по приглашению митр. Американского Феофила переезжает в США, становится профессором и деканом Свято-Владимирской семинарии, откуда в 1955 году неожиданно был уволен. Позднее преподавал в Гарвардском и Принстонском университетах.

С 1955 года он занимал должность профессора святоотеческого богословия в греко-православной семинарии Святого Креста в Бруклине, в 1965 году уволен по требованию греческого архиеп. Иаковоса, выдвигавшего в качестве ведущего экумениста иного кандидата.

Среди учеников и последователей о. Ф. — целый ряд крупных богословов-модернистов: в частности, греческий экуменист о. Иоанн Романидес, митр. Пергамский Иоанн (Зизулас) и др.

О нем:

“Пути русского богословия”

Основные труды:

Пути русского богословия. Париж, 1937

Евхаристия и соборность // Путь, № 19, 1929

Источники:

прот. И. Мейендорф. Предисловие // Пути русского богословия. Вильнюс, 1991

о. Андрей Елисеев. Отец Георгий Флоровский. Его жизнь и участие в движении за христианское единство // Церковь и время, 2004 г.

А.Е. Климов. Г.В. Флоровский и С.Н. Булгаков. История взаимоотношений в свете споров о софиологии// С.Н.Булгаков: Религиозно-философский путь. Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения. М.: Русский путь, 2003. С. 86-114

Advertisements

о. Флоровский, Георгий Васильевич: 6 комментариев

  1. Из приложения к докладу председателя синодальной богословской комиссии РПЦ митрополита Минского и Слуцкого Филарета на юбилейном Архиерейском соборе РПЦ 13-16 августа 2000 года: «Подводя итог краткому рассмотрению темы “границ Церкви” и норм отношения Церкви к инославной реальности, мы можем сделать вывод, что богословски, святоотечески и исторически наиболее обоснована позиция Патриарха Сергия и протоиерея Георгия Флоровского, на основании которой Русская Православная Церковь и строит свое отношение к инославию».
    Именно эта «позиция» и составила «Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви».
    В ней закреплены такие принципы, как признание «частичной благодати» и якобы сохраненного апостольского преемства вне Церкви, а также «неполного общения» с еретиками и раскольниками.
    Где можно найти анализ этих «принципов»?

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s