протопресвитер Мейендорф, Иоанн Феофилович

meyendorf(1926-1992) — русский богослов-модернист.

Обучался в иезуитском колледже в Медоне. Окончил Парижский богословский институт (1949) и Парижский университет. Ученик о. Киприана (Керна), последователь Э. Жильсона. Участник «Русского Студенческого Христианского Движения».

Преподает в Парижском богословском институте (1950-1959, греческий язык, история Церкви). В 1958 г. защищает докторскую диссертацию в Парижском университете. С 1959 г. — профессор Свято-Владимирской семинарии (США). С 1967 — профессор Фордхемского университета. С 1984 г. — декан Свято-Владимирской семинарии.

Основатель (вместе с о. Александром Шмеманом и архиеп. Иоанном (Шаховским) Американской автокефальной Церкви (1970).

Участник экуменического движения, в течение многих лет принимал участие в работе Всемирного Совета Церквей.

Основатель экуменического молодежного братства «Синдесмос«.

Участник диалога с монофизитами. В программной статье «Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству» призвал исследовать открыто и искренне соответствующие церковные представления и поставить Суд Господа над их ограниченностью.

О.И.М. находит, что православные и монофизиты разделяют веру в естественное (выд. нами.- Ред.) единство Церкви. Фундаментальная церковность одна и та же у православных, католиков и у не-халкидонских Церквей,- считает о.И.М.

Исповедуя свой адогматизм, о.И.М. считает проблему разделения на православных и еретиков в целом решенной. Для него вопрос о точном исповедании Православия и о ереси монофизитства не исчерпывается догматом Халкидонского Вселенского Собора: Формулировка халкидонцев не решает всех проблем. Никакая формулировка сама по себе, даже из Священного Писания, даже Никейский Символ веры, не решают всех проблем. О.И.М. говорит поэтому даже не о ереси монофизитства, а расколе, да и то только по поводу разного понимания формулировок и выражений.

Зато он считает вполне удовлетворительным проект православно-монофизитской унии, принятый на неофициальной консультации в Бристоле в 1967 г.

Как многократно заявлял о.И.М., для него не существует проблемы в признании Святыми отцами Церкви людей грешных, и даже исповедующих иную веру. Так, в статье «Халкидониты и не-халкидониты» он лживо объявляет св. Исаака Сирина несторианином, но великодушно не отказывает ему в праве именоваться православным святым.

При этом о.И.М. считает, что сохраняет верность Преданию, хотя видит эту верность не в словесной преемственности и не в простом повторении текстов Писания, умиротворяющих заявлениях или мнениях отцов Церкви. Он допускает самое широкое принятие новых взглядов, богословских подходов и вбирание в себя разных умонастроений и философских концепций, одобряет католическую работу по сочинению новых догматов.

Цитаты:

Половина всех средневековых византийских патриархов — тех, которые не были формально осуждены за ересь, — были причислены Церковью к лику святых.

В нашем падшем мире полной свободы от заблуждений не существует, и в каком-то смысле люди даже «имеют право» на заблуждения. Еретические утверждения можно отыскать у любого Св. отца.

Движущей силой [поступков св. Григория Паламы] была верность догматическому Православию в том виде, в каком он его себе представлял.

[св. Григорий Палама] произнося проповеди, иногда пользуется традиционными идеалистическими штампами о необходимости оставить любовь к телу и любить только душу.

О нем:

Р. Вершилло. О. Иоанн Мейендорф и святость

13.02.2012 Конференция памяти о.И. Мейендорфа

Основные труды:

Introduction a l’etude de Gregoire Palamas (докторская диссертация) (1959)

Chalcedonians and Monophysites after Chalcedon // Greek Orthodox Theological Review. 1964. № 10. PP. 16-30

A Consultation between ‘Chalcedonians’ and ‘Non-Chalcedonians’ // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1964. № 8. PP. 149-152

Халкидониты и монофизиты после Халкидона // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1965. № 52. СС. 223-236

‘Chalcedonians’ and ‘Non-Chalcedonians’ // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 1967. № 11. PP. 150-151

Byzantine theology (1974)

Православие в современном мире (1981)

Введение в святоотеческое богословие (1985)

Chalcedonians and non-Chalcedonians: The Last Steps to Unity // St Vladimir’s Theological Quarterly. 1989. № 33. PP. 319-329

Халкидониты и не-халкидониты: шаги к единству // Журнал Московской Патриархии. 1991. № 7. СС. 44-47

Advertisements

протопресвитер Мейендорф, Иоанн Феофилович: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s