Мировоззрение о. Александра Шмемана

Мировоззрение отца Александра Шмемана

Мировоззрение о. Александра ШмеманаОдин из крупнейших православных модернистов XX в. отец Александр Шмеман (1921-1983) поставил перед собой грандиозно невыполнимую задачу — уловить живой и целостный «опыт» Православия, каковой опыт он резко противопоставлял догматической вере и благодатной жизни по Духу. В этом своем поиске, ложном и как цель, и как метод, отец Александр Шмеман необходимо и последовательно ошибался и вводил в жестокие заблуждения других.

Учение о.Ш., можно сказать, «параллельно» Православию, нигде с ним не соприкасается, и в этом смысле не может быть исследовано с точки зрения православного богословия. Подлинный софист и враг истины, отец Александр Шмеман смело противоречил себе и другим, сочетая в своих высказываниях целые комплексы ложных утверждений и подразумеваний. Его частные утверждения, исторические и литургические концепции, его оккультное учение о «мире как таинстве», об «освящении всего мира», его герметическое учение о символе, посюсторонняя мистика времени и коллектива,- все эти разнородные воззрения никак не связаны ни друг с другом, ни с главным тезисом о.Ш. о Христианстве как о целостном и живом опыте.

Экспериментальный феноменалистский метод проб и ошибок, воспринятый о.Ш. из массовой идеологизированной науки, сделал его бесстрашным в той сфере, где верующий человек боится изменить даже одну йоту и одну черту из Священного Писания и Священного Предания. Дерзкое и пространное пустословие о.Ш. на темы богословия и Божественной Литургии до сих пор ограждает его сочинения от надлежащего научного рассмотрения.

Указанные особенности о.Ш. как автора, церковного деятеля и личности, подводят нас к глубоким проблемам. Учение о.Ш. принадлежит к иному типу религии, нежели Христианство, а именно — к светской религии массовых идеологий. В варианте о.Ш. богословский модернизм предстает как анархическая воля к власти, причем к власти в той сфере, где человек абсолютно безвластен.

В своей работе мне хотелось бы показать даже не ложность отдельных конструкций и концепций о.Ш., сколько обозначить то, насколько полно — так сказать, по всему фронту — противоречит учение о.Ш. Христианству.

Свое тотальное противостояние Православию понимал в общих чертах и сам отец Александр Шмеман, однако у него было для себя то оправдание, что спорит он с каким-то неправильным, ненастоящим Христианством: византийским, русским, схоластическим, западным и т.д.

На самом же деле, противоречие о.Ш. с Христианством носит идеологический, т.е. обобщающий характер. Это уже не личное неверие в догматическое учение Церкви, а общее коллективное, которое скрывает абсолютно личность нашего автора от критики.

Роман Вершилло

Реклама

Мировоззрение о. Александра Шмемана: 3 комментария

  1. Было бы хорошо соединить ссылками названия глав содержания с названием статей — для удобства чтения… В «Символе веры» толкуемом о. Александром Шмеманом — есть несовместимые с православием мнения и взгляды?

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s