Никео-Цареградский Символ веры
Догмат Халкидонского Вселенского Собора
Последование в Неделю Православия
Послание патриархов восточно-кафолическия церкви о православной вере 1723 г.
Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви
Соборный акт о воссоединении униатской церкви с Православною в Полоцке 12 февраля 1839 г.
Окружное Патриаршее и Синодальное послание 1895 г. о соединении Церквей
Определение Святейшего Синода от 30 марта 1898 года за № 1218, о недозволении на будущее время при устройстве зрелищ показывать, путем, так называемой, живой фотографии, священные изображения Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Угодников Божиих
Определение Святейшего Синода от 3-22 марта 1899 года за № 947, по вопросу о недозволении публичных представлений, в которых допускается исполнение православных церковных песнопений и молитв
К истории обновленчества. Дело о безместном иерее Г.С. Петрове за №82 от 1906 г.
Для памяти православному христианину. Мемориальная записка об отношении к обновленчеству. ок. 1924 г.
Второе письмо изгнанников с Ангары (Весна 1928 г.)
Осуждение масонства Элладской Церковью 12 октября 1933 г.
Осуждение учения прот. С.Н. Булгакова о Софии. Указ Московской Патриархии 7 сентября 1935 г.
Доклад Синодальной комиссии Элладской Церкви об унии с монофизитами 2 февраля 1994 г.
Меморандум Священного Собрания Святой Горы о диалоге православных и антихалкидонитов 27 мая 1995 г.
Католический прозелитизм среди православного населения России. Справка. 25 июня 2002
Заключение Богословской комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова
Историческая справка: Православное учение об образе присутствия Христа в Святых Дарах
Обращение группы духовенства к Архиерейскому Собору 2008 г.
Доклад Следственной комиссии Американской автокефальной церкви 08.11.2008
A Report on the Homosexuality Debate in the Orthodox Church of Finland (Доклад о спорах вокруг гомосексуализма в Финской Православной Церкви)
Обращение к Синодальной Библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви по поводу чения А.Г. Дугина. 5 декабря 2009 г.
Обращение деятелей культуры к Святейшему Патриарху Кириллу по поводу выставки «Двоесловие/Диалог»
Летопись экуменической деятельности проф. МДА А.И. Осипова
Страница из истории РСХД. Травля сщмч. Иоанна (Поммера)
«Приходите ко мне на могилу, и я вам помогу». Предстательство архиеп. Серафима (Соболева)
блж. Августин Иппонийский
Нет ни одного авторитета, который бы давал христианам в каком-либо случае право на самоубийство
архиеп. Аверкий (Таушев)
Се творю все новое (Откр. 21:5)
Существо Православия и современная борьба против него
Реформация в Православии — Иудино предательство
Торжество девства и хула на девство
Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение
Встреча с Господом. Мысли на Сретение Господне
Можно ли говорить о единении христиан вне благодати истины?
Священной памяти Высокопреосвященнейшего Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского
Айвазов, И. Г.
Сщмч. Владимир Киевский и его борьба с сектантами
Патриарх Алексий II
Обращение к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. Об общине о. Г. Кочеткова, «Христианском церковно-общественном канале», о. Георгии Чистякове и других
митр. Анастасий (Грибановский)
архиеп. Андрей Рокландский (1893-1978)
Антиминсов, Сергий о.
Протоиерей Александр Мень, как комментатор Священного Писания
Асмус, Валентин о.
Архиепископ Иларион Троицкий и Православное богословие
К оценке богословия Святителя Петра Могилы, митрополита Киевского
Что придется разбирать? Некоторые оригинальные богословские воззрения значительно усложняют и затрудняют процессы реинтеграции о. Георгия и его общины в Православную Церковь
О статье м. Марии (Скобцовой) “Типы религиозной жизни”
О “богословских” новациях священника Георгия Кочеткова
св. Афанасий Великий
Афанасьев, Кирилл о.
Любовь постмодернизма и вечные муки
Бонецкая, Н. К.
П.А. Флоренский и “новое религиозное сознание”
Бохеньский, Ю. М.
Брюн, Франсуа
Мнимое благополучие. Рекламная агрессия и ее философские корни
Буздалов, Александр
Пленение схоластикой и освобождение софистикой, или еще раз о «юридической» теории искупления
митр. Вениамин (Федченков)
Владыка. Записки об Архиепископе Феофане (Быстрове)
О «Катехизисе» митр. Антония (Храповицкого). Переписка с архиеп. Феофаном Полтавским
Вершилло, Ольга
Как извлечь пользу из вредного
Новый проект – феминизм в Церкви
сщмч. Виктор Глазовский
Письмо к ближним. Декабрь 1927 г.
Владимирова, Елена
Тревожные диссонансы. Впечатления от книги рассказов архимандрита Тихона «Несвятые святые»
Воронцова И. В.
Религиозно-философские истоки «обновленческого раскола» (1917-1923 гг.)
св. Иоанн Восторгов
Можно ли христианину быть социалистом. Что такое социализм и есть ли в нем что-либо похожее на Христианство
Гаврюшин, Н. К.
«Горю душой примкнуть к массонам…»: архимандрит Серапион (Машкин)
Из истории новгородской иконографии
Гайденко, П. П.
Антиномическая диалектика П.А. Флоренского против закона тождества
Мистический революционаризм Н. А. Бердяева
Гальцева, Р. А.
Утопия и идеология в философском сознании П.А. Флоренского
Горский, А. В. о.
Замечания на богословские сочинения А.С. Хомякова
Граббе, П. М.
св. Григорий Богослов
Слово на Святые Светы явлений Господних
св. Григорий Палама
Дворкин, А. Л.
Диесперов, Виталий о.
св. Димитрий Ростовский
Поучение в неделю всех святых, первую по Святом Духе
Патриарх Диодор Иерусалимский
Письмо Патриарху Варфоломею I от 22 сентября 1992 г.
Послание Главам поместных автокефальных Православных Церквей
Друзь, И. М.
Как украинское государство рекламирует секту масонов
«Бандеровщина» против Православия
Украинский национализм как враг Православия
Проблема «расцерковления» как метод манипуляции
Дунаев, М. М.
Выступление на XIII Рождественских чтениях. 28 января 2005 г.
Дэвис, Тимоти
Противоречивый Дитрих Бонхоффер
Зисис, Феодор о.
О “православии” антихалкидонских монофизитов
Иванов, А. И.
Новый перевод на русский язык Евангелия от Матфея
св. Игнатий (Брянчанинов)
О неуклонном следовании учению Святых отцов; обилии лжеучителей; оскудении наставников благочестия
Ильин, И. А.
св. Иоанн Златоуст
Против иудеев. Слово четвертое
архим. Иоанн (Крестьянкин)
св. Иоанн Шанхайский
Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о царях?
Возможное участие духовенства в общественной жизни
Духовное состояние русской эмиграции. Доклад Всезарубежному Собору 1938 г.
Иов (Гумеров), о.
Каверин, Николай
Литургическое обновление и его католические корни
Кальшю, Георгий о.
«Церберы Святого Потира» или хранители Причастия?
Карамышев, Сергий о.
Достоин ли Максимилиан Волошин анафемы?
Концевич, Е. Ю.
Архиепископ Феофан Полтавский. Личные воспоминания
Красовицкий, Стефан о.
О богословии Александра Каломироса
Леонов, И. С.
Парламентская Ассамблея Совета Европы проголосовала за гонения на Церковь
Леонтьев, К. Н.
Епископ Никанор о вреде железных дорог, пара и вообще об опасностях слишком быстрого движения жизни
О всемирной любви. Речь Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике
Ломанов, Владислав
Математические воззрения отца Павла Флоренского
Любомудров, А. М.
Святитель Игнатий Брянчанинов и проблема творчества
М.И.
О зрелищах (По творениям Святых Отцов Церкви)
Маамди, Серафим
Хранящие веру святых отцов: православные ассирийцы
О сомнительных методиках на епархиальных миссионерских курсах г. Москвы
Малецкий, Юрий
Роман Улицкой как зеркало русской интеллигенции
св. Марк Ефесский
Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора
Марк (Лозинский), о.
Духовная жизнь мирянина по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова)
Масленников Сергей Михайлович
Подробный ответ А. И. Осипова на обвинение в ереси
Маслов Илья о.
Отчисление из СФИ – возвращение в Церковь
«Эсхатология очищения» как синкретическая модель либерального богословия в XX веке
Мауро, Филип
Модернизм, или новое богословие в католической церкви
Никанор (Кудрявцев), о.
архиеп. Никанор Херсонский
Беседа в день Святого Апостола Андрея Первозванного
Никифорова, Мария
О католическом присутствии в России
Николаев, К. Н.
блж. Николай Кавасила
О жизни во Христе. Слово первое
О жизни во Христе. Слово второе
О жизни во Христе. Слово третье
О жизни во Христе. Слово четвертое
О жизни во Христе. Слово пятое
О жизни во Христе. Слово шестое
О жизни во Христе. Слово седьмое
сщмч. Павел (Кратиров)
По поводу недоумений, касающихся Таинства брака
старец Паисий Святогорец
митр. Палладий (Шерстенников)
Противообновленческое руководство (1929 г.)
Парента, Милош о.
Отзыв о сочинении митр. Антония (Храповицкого) “Догмат Искупления”
Пашков, Дмитрий о.
О Евхаристическом Пресуществлении
Переслегин, Владимир о.
Достаточное утешение. Ретроспектива
Проповедь в день празднования Смоленской иконы Божией Матери
9 мая. Слово у обелиска павшим воинам в селе Мещерское Чеховского района Московский области. 9 мая 2014 г.
Об истинном и сектантском взыскании Небесного града
Три ошибки, три штампа новой массовой религии
Милосердие без самоограничения не есть милосердие
“Прорцы нам, Христе, кто есть ударей тя?” (Мф. 26:68)
Открытое письмо Протоиерею Андрею Ткачеву
Интеллигентский нигилизм невежества
Новое в церковном искусстве и антиискусство
Миссия своего «я», вооруженная афонским хором
Двойной удар «яко человеколюбива притворяющегося»
Слово в день отречения Царя-Мученика Николая Второго
Модернизм: запретные выражения
Ответ Евгению. О реализме православной иконы и о допустимой в ней символике
Назначение реставрации и отказ от нее
Может ли верующий православный христианин говорить: «Св. Николай не ударял в ланиту Ария»?
Ответ заведующему кафедрой истории философии ПСТГУ В.П. Леге
Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?
Выступление на радио «Радонеж» по поводу выставки «Двоесловие/Диалог»
Двоесловие/Двусмыслица: утверждение догмата
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим!
Страх грядущей системы чипов деморализует современных христиан
Правая.ру расписалась в своем антихристианстве
Правая.ру продолжает кощунствовать
Священномученик Даниил и В.И. Карпец
Стремление изобразить неизобразимое
Новое – безрелигиозное – богословие
Величайший Мученик за Православие
Петрова, Татьяна
Сщмч. Феодор (Поздеевский) — оклеветанный Новомученик
Плантинга, Алвин
Победоносцев, К. П.
Половинкин, С. М.
Вл. Соловьев и Л.М. Лопатин: еще один пример дружбы-вражды
Полозов, Алексей
Православие и Русский мир. Взгляд из Белоруссии
Помазанский, Михаил о.
Жизнь в вере есть жизнь в свете вечности и радости. К прославлению Страстотерпцев Российских
Когда мы сами лишаем себя духовного утешения. Существует ли невидимая Церковь?
Вопрос о догматическом развитии
Замечания о религиозно-философской системе В.С. Соловьева
Экуменика на фоне православной литургики
Догмат Халкидонского Собора и его истолкование в религиозной философии Вл. С. Соловьева и его школы
Соблазны философского “творчества” в богословии
О взгляде Православной Церкви на собственность
Постернак, Андрей о.
Правдолюбов, Сергий о.
Ради мира церковного проект о церковнославянском языке следует снять с рассмотрения
Рак, Павле
Водою и Духом, или о разбавленном Христианстве
Ратникова, Н.
Проблемы тоталитарных сект в России не существует?
Рафаил (Карелин), о.
Архимандрит Рафаил (Карелин) об учении проф. А.И. Осипова
Сахаров, Владимир о.
Селихова, О. А.
Снова против лозунга о не запрете абортов
Биоэтика против Христианской веры
В очередном консенсусе с Госдумой РФ
Элементарный порядок детоубийства по о. Максиму Обухову
Заметки накануне IV фестиваля «За жизнь»
Отвергающие покаяние. Об одной грани модернизма
Другие (О проабортном модернизме)
Священник Даниил Сысоев о запрете абортов
Против «гибридного православия»
Иродов грех. Новые оправдания смертного греха
Drang nach Osten: О католическом контрацептивном прозелитизме
Ограничительный либеральный модернизм – угроза Православию
2011. Главное и второстепенное
Двойная мораль философа И.В. Силуяновой
Тихий геноцид в России. Несколько слов о разделе демографии из Послания Президента РФ Федеральному собранию 22 декабря 2011 года
Первые итоги принятия закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ»
Евгеническая мистификация иеромонаха Димитрия (Першина)
Обреченные на смерть. В Госдуме РФ состоялось третье и последнее чтение законопроекта «Об охране здоровья граждан РФ»
Модернисты на проабортном марше
Ограничение без запретов – детоубийство без ограничений
Иоанн Креститель, Вифлеемские младенцы и современные младенцы от иродов убиенные
Россия, лето 2011. Законопроект Мизулиной Е.Б. «Продолжайте убивать, но только не за мои деньги»
Об «антиабортных» инициативах и Иродовом грехе
О чем Президент РФ Медведев Д.А. умолчал в своем третьем Послании Федеральному Собранию
иеромонах Серафим (Роуз)
По стопам св. Патрика, просветителя Ирландии, и св. Григория Турского
Докладная записка Епископу Нектарию Сиэттлийскому
архиеп. Серафим (Соболев)
По поводу статьи Архимандрита Илариона “Единство идеала Христа”
По поводу Катехизиса митрополита Антония
Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?
По поводу книги проф. Протоиерея П. Я. Светлова “Идея Царства Божия”
св. прав. Иоанн Сергиев, Кронштадтский
Ответ на обращение гр. Л. Н. Толстого к духовенству
Царства земные колеблются и падают от безверия и беззакония
Спасский, И.
Митрополит Петр Могила. Его борьба с иезуито-униатским влиянием на Украине и в Белоруссии
Стрижнёв, Е. В.
Сыроешкин, А. В.
Вера в «силу науки» заменила веру во Христа
Тарасюков, Антон
Пошлость, модернизм и супружеские измены
Рок-фанатизм и «неформальное фарисейство»
Что готовит нам игумен Сергий (Рыбко)?
Ответ на комментарии Романа Торчагина
Алисомания в “церковном дворике” или о “православном роке”
“Светлое будущее” и мрачное настоящее рок-миссионерства
Демоническая музыка как путь к лже-православию
Терлецкий, В. Н.
Хилиастические чаяния в «новом религиозном сознании»
Тертуллиан
Тихомиров, Л. А.
Альтруизм и христианская любовь
Тихон (Беллавин) Патриарх, св.
Послание верующим Русской Православной Церкви 19 января 1918 г.
Наставление священнику о. Георгию Н. о признаках обновленчества
Послание о каноническом осуждении главных деятелей обновленчества
Тихон Задонский, св.
Торчагин, Роман
О «веротерпимости» и о борьбе с лжеверием силою государственной власти
Живое слово Предания против мертвой «жизни» модернистов
И опять Розанов… Еще один интернет-сайт, называющий себя православным, опубликовал про-розановскую статью
Что такое «православная психология», и зачем она нужна? Недоумения по поводу воззрений о. Андрея Лоргуса
Священное Писание и Священное Предание о ненависти к бесам и еретикам
Плевок в христиан, оставшийся незамеченным
«Праведная» ревность нравственных монистов на «Русской народной линии»
Хула на Евхаристию «между делом»
Успенский, Г. И.
Праздник Пушкина (Письма из Москвы — июнь 1880)
сщмч. Феодор (Поздеевский)
Современная моральная беспринципность в приложении к вопросу о характере христианской жизни
св. Феофан Затворник
Основа Православия в единомыслии
Истолкование молитвы Господней словами Святых отцов
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице
В Неделю сыропустную. О деле памятования о том, откуда ниспали мы
Начала веры и жизни Христианской должно хранить неподвижными
В чем Православие, и как блюсти и поддерживать его
Полное начертание православной истины, и указание уклонений от него
Общий строй жизни, требуемой Православием, как условие спасения
Предостережение от увлечений новизнами
Богословие Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова — норма православного исповедания
Покорение ума под иго веры — охрана Православия
архиеп. Феофан Полтавский
Слово в день святых первоверховных Апостолов Петра и Павла
Слово в день Рождества Пресвятыя Богородицы
Слово в неделю четвертую по Пятидесятнице
Слово на Вознесение Господне и по поводу землетрясения, бывшего в Болгарии весной 1928 года
Слово в неделю шестую по Пятидесятнице
Слово в день рождества Св. Иоанна Предтечи
Слово на память Святых Отцов Шести Вселенских Соборов
Слово в день Преображения Господня
Слово на Успение Пресвятой Богородицы
Гносеология Церкви. Принцип Предания
Слово в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа
Слово в день Покрова Пресвятыя Богородицы
Слово в день Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня
Незакономерные действия митр. Антония (Храповицкого)
Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления
Доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ 1926 года об обществе YMCA
Доклад Архиерейскому Синоду Русской Заграничной Церкви 26 ноября/9 декабря 1926 г.
Отзыв об Уставе Православного богословского института в Париже
Доклад Архиерейскому Синоду Русской Заграничной Церкви 16 февраля/1 марта 1927 г.
св. Филарет Московский
Слово в неделю четвертую Великого Поста
Беседа в неделю о блудном сыне
Слово в неделю мытаря и фарисея
Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы
Слово в день Святителя Николая
Слово в день собора святого архистратига Михаила
Слово в неделю двадесять четвертую
Фогелен, Эрих
Гностицизм – природа современности
Гностическая революция. Пуритане
Маркс: рождение гностического социализма
Хенкинс, Барри
Борьба с модернизмом. Истоки культурных войн
Шаргунов, Александр о.
«Ускорим на молитву и потщимся на покаяние». 4 ноября — праздник Казанской иконы Божией Матери
Ответ на вопрос читателя «Русского Дома» об идеологизированном христианстве
День памяти новых мучеников и исповедников Российских, Неделя о Страшном Суде
Слово в день преставления святейшего патриарха Алексия II
Ответ на вопрос читателя «Русского Дома» о новом священномученике Данииле Сысоеве
Выступление на конференции “Единство Церкви” (1994 г.)
Тайна добра и зла. Эсхатология Вл. Соловьева и учение Церкви о добре и зле
И.Ч.
кнн. Ширинские-Шихматовы
Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых
Вершилло, Роман
Церковная реформа и революционная утопия
Мировоззрение о. Александра Шмемана
Дружба с миром и дружба с “правмиром”
Идеологии и богословский модернизм (видео)
О статье В. Мосса “Имя Божие и имябожническая ересь”
Христианская политика и гностицизм (видео)
Об одном примере беспочвенности в богословской науке
Неверные принципы приводят к неприемлемым результатам
Оптинские новомученики – 20 лет спустя
Для кого закрыто благовествование Христово?
Является ли модернизм религией?
Прогноз непогоды. 16.02.2013
«Модернизм – это духовная болезнь, которая в Писании определяется как „глупость“»
О мирном сосуществовании со злом
Богословский модернизм в идеологии Нового времени
Большая ложь незначительного модерниста
Пятидесятница глазами экумениста
Антирелигиозные откровения в «журнале для сомневающихся»
Противящийся власти противится Божию установлению
О. Всеволод Чаплин и его коллективное бессознательное
Политическая массовая культура и о. Всеволод Чаплин
Оглашена программа литургических реформ в Русской Церкви
Модернистские утопии и Христианство
О. Петр (Мещеринов): монах и супермен
«Фома»: Рождество как праздник равнодушия к Истине
Идеологическая фантастика на страницах журнала «Фома»
Ненасилие и общественный мир как гностические фантазии
Церковь и гностическая политика
Выборы как орудие гностической политики
Св. Иоанн Златоуст – обличитель модернизма
Святитель Нектарий, митрополит Пентапольский
Что за притча? О. Филипп Парфенов о богаче и Лазаре
Модернистско-католическая перекличка в «Церковном вестнике»
Немощь модернизма митр. Антония Сурожского
Гностицизм в ЖМП, науке и религии
Идеология о. Александра Шмемана
«Удерживающий». Судьба одного понятия в православно-патриотической публицистике
«Русская народная линия» и православное учение об Искуплении
Романтизм, пантеизм или атеизм?
Вот так кончается мир: по материалам одного «круглого стола»
Религиозный модернизм как разновидность тоталитарной идеологии
Возможно ли окончательное зло?
Выставка достижений «богословского» атеизма
Церковная жизнь течет поверх человеческих расчетов
Новая философия под защитой Митрофанушки
Вырвать модернизм из контекста
Новая мифология против вечной Истины
Опыт деконструкции богословского модернизма
Назвать модернизм «модернизмом»
Трехгрошовая философия Балытникова и Иванова
За Фрейдом – бред. Психоанализ и оккультизм, как вера в ложь
О сочинениях Александра Дугина
Египетская мудрость на службе модернизма
Генерал А. Власов о церковном вопросе
Чем Христианское вероучение отличается от учения модернистов
Долгое путешествие в страну коротких мыслей
Рок-миссионерство в ответах и вопросах
Классическая русская литература “в свете” безбожной ереси
Универсальный беспорядок. Богословский модернизм вступает в стадию “Ортодоксии”
Нравственному учению Церкви нанесен жесточайший удар
Игумен-обличитель. О мнениях игумена Петра (Мещеринова)
Безобразное сочинение об иконе
О мировоззрении митрополита Антония Сурожского
Христианство, либерализм и масс-культура
Игра снов. В Москве создана “Корпорация православного действия”
Радость Пасхи и одна радиопроповедь
Без догмата. О взглядах о. Георгия Кочеткова в их связи с масонской идеологией
Нравственный порядок и человеческая культура
О неправославном учении профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова
Статьи
Темная мистика православного игумена
Митрополит Антоний (Блюм) оправдывает возможность абортов
Архиерейский Собор, митр. Антоний и Русское Христианское студенческое движение (РСХД) — Возрождение. N 465. 10 сентября 1926 г.
Сюда ещё надо добавить великолепный сборник — Современное обновленчество – протестантизм «восточного обряда».
Примите благодарность за Ваш труд и пожелания помощи Божией.
НравитсяНравится
Спаси Вас Господь за такое замечательное собрание очень актуальных и полезных статей! Дай Бог всех благ!
НравитсяНравится
Благодарим! Ждем Ваших предложений: что еще можно опубликовать полезного в этом направлении.
НравитсяНравится
Postovano urednistvo da vas pozdravim i uputim par reci!naime da vam kazem da vam je losa praksa da tekstove modernista-ekumenista objavljujete zajedno sa revniteljima Blagocesca,molio bih vas da mi tekstove revnitelja saljete na moj mejl da ih ne skidam u PDF-u
Arh.Averkija,Arh.Teofana,Mt.Filareta,Mt.Vitalija,Mt,Vlasija,Mt.Kaliopija…itd.A ne Smemana,Bluma,Sahovskog,Majendorfa,Florovskog,Karelina,Sugarova…itd.
Pozdrav Svako vam dobro!!!
НравитсяНравится
Не знаю, насколько данная тема актуальна именно для «Антимодернизма», но было бы полезно, на мой взгляд, поставить в библиотеку книгу новомученика Николая Варжанского «Оружие Правды». Это противосектантский конспект, с опровержением типичных протестантских нападок на Православие. Вот ссылка на электронный вариант-
http://www.12urokovpravoslavia.ru/urok11/1.htm
Я думаю,многие православные верующие сталкиваются с сектантской пропагандой. Несмотря на весь примитивизм этой пропаганды, кого-то она соблазняет. А сия книга, на мой взгляд, наиболее удачна и проста к восприятию из всех тех, которые я видел. Наряду с борьбой против латинской экспансии, стоило бы, вероятно, некоторое внимание уделить и протестантской пропаганде в нашей стране.
НравитсяНравится
Благодарю!
НравитсяНравится
Мне кажется, в Вашу «Библиотеку» прямо-таки просится статья о.Павла Флоренского (sic!) «Вокруг Хомякова» (http://www.bogoslov.ru/bv/data/189062/524/493/1234/4175_1916_07-08_08.djvu), — здесь такая основательная критика богословского модернизма, в лице его предтечи А.Хомякова, какой ни у кого в ученой дореволюционной литературе я не встречал.
Все-таки, о.Павел при всех своих символистских заморочках не был только лишь «софианцем», т.е. одним из «модернистов», по Вашей классификации. Не случайно Н.Бердяев изругал его за эту самую статью о Хомякове. Кстати, в восприятии предреволюционного студенчества Московской Духовной Академии о.Павел наряду с еп.Феодором (Поздеевским) принадлежал к «ортодоксальному» крылу преподавателей МДА, — в противоположность «либеральной партии», куда входили М.Тареев, будущий священномученик архим.Иларион (Троицкий) и др. (см.»Богословский вестник» №7 2008г., с.328 и далее). В свете этого вполне достоверным выглядит известное, сообщенное А.Лосевым, суждение еп.Феодора (Поздеевского), что среди преподавателей Академии этот, так сказать, «символист и декадент» был чуть ли не «единственным верующим».
А вот самый ревностный нынешний ругатель о.Павла в МДА — Н.К.Гаврюшин — анти-софианскую статью которого Вы сочли возможным поместить в Вашу «Библиотеку», как раз-таки вполне достоин быть включенным в Ваш паноптикум «модернистов». Он, что уже стало своеобразной «традицией» для академических «пиджачников», отрицает святоотеческое учение об Искуплении с его «юридизмом», главные богословские авторитеты для него — Сергий (Страгородский) и М.Тареев, в известной дискуссии об Евхаристии он однозначно встал на сторону А.И.Осипова (анти-осиповское решение богословской комиссии он расценил как «победу тридентского богословия»). Показательно и его крайне неприязненное отношение к свт.Филарету (Дроздову), которое он с удовольствием демонстрирует и в своих лекциях в МДА, и в своих печатных трудах (см. его недавнюю книгу «Русские философы»). Поэтому предположу, что критика Н.Гаврюшиным Флоренского — это или вполне объяснимая вражда модерниста к анти-модернисту, или столь же объяснимая неприязнь к «платонику» кантианца, каковым Гаврюшин, несомненно, является (он опять-таки никогда не скрывает своего полного респекта к кенигсбергскому мыслителю).
При всем этом выражаю свое полное уважение лично Вам и полное сочувствие тому делу, коим Вы самоотверженно занимаетесь.
НравитсяНравится
Согласен и с Вашей оценкой статьи о. Флоренского, и с общей оценкой воззрений Гаврюшина. Статья о. Флоренского мне хорошо известна, и в ней есть весьма точные наблюдения, особенно насчет особой «семейственности» славянофилов. Жаль, что никто не продолжил работу в этом направлении…
Однако, что касается включения в библиотеку, то тут я колеблюсь. Гаврюшина никто не примет за «Учителя», а о. Флоренский это прямо ересиарх, глава целого направления модернизма, и от этого никуда не деться. Ведь даже софиология неверно возводится к Соловьеву, тогда как ближайшим источником всего этого направления был как раз «Столп и утверждение». Есть и еще одна сторона всего этого дела: модернисты нередко критиковали других модернистов, и зачастую довольно неплохо. Достаточно вспомнить митр. Антония (Храповицкого) и его полемику с «левым» модернизмом. Разве не случайно, что до сих пор о. Флоренского используют для полемики с «правым» модернизмом А.И. Осипова? Мне это кажется неправильным путем.
НравитсяНравится
Спасибо за ответ, Ваша позиция понятна, хотя я думаю, что если о.П.Флоренский, пусть даже он и «софианец», удачно и убедительно критикует «модерниста» А.С.Хомякова — почему бы эту критику не довести до широкого сведения? Включили же в «Добротолюбие», т.е. в золотой фонд аскетической письменности, писания аввы Евагрия, осужденного Церковью оригениста….
Еще: недавно опубликовано письмо митроп.Вениамина (Федчекова) архиеп.Феофану (Быстрову) об Искуплении (Митроп.Вениамин (Федченков). Размышления о Догмате Искупления. 1926 г. // он же. Дневники. М. «Правило веры». 2008 г., с. 91-107). Это замечательное краткое изложение вопроса об Искуплении, по поводу «Катихизиса» митроп.Антония (Храповицкого), могло бы, как мне кажется, дополнить Вашу «Библиотеку». Знакомо ли оно Вам? У меня оно есть в djvu, если нужно — вышлю, куда скажете. А скоро должно выйти в печать (или уже вышло?) большое исследование об Искуплении митроп.Вениамина, труд всей его жизни.
НравитсяНравится
С нетерпением жду этого материала (E-mail: vershil @ hotmail.com) !
Есть один потерянный материал — статья архиеп. Феофана об Искуплении, напечатанная в журнале «За веру!» прихода митр. Вениамина в Париже. Я пытался найти, но пока не смог.
НравитсяНравится
Может быть это? http://holyrussia.narod.ru/theophan_poltav.htm
НравитсяНравится
Вышла очень обстоятельная книга в защиту святоотеческого учения об Евхаристии:
Протоиерей Владимир Шарапов. Что находится в чаше причастия? Размышления о тайне евхаристического преложения веществ (пресуществления). Москва. Изд. «Три сестры». 2011 (426 с.).
Результат не одного года трудов этого православного батюшки. Помимо самой книги — содержательное предисловие — прот. Валентина Асмуса.
Судя по продолжающимся выступлениям «засллуженного профессора МДА» — актуальность книга потеряет еще не скоро, хотя автор книги совершенно справедливо считает, что богословски вопрос решен уже окончательно (имея в виду, в частности, заключение Синодальной комиссии и статью «Евхаристия» в «Православной энциклопедии»).
НравитсяНравится
Подвижник благочестия, последовательный противник модернизма Архиепископ Никон (Рождественский): «В последнее время, заразившись модою на всякие преобразования, мы слишком замудрствовались и в самой Церкви стали прилагать мерку своих мудровании, забывая, что она — царство не от мира сего, что основные начала ее жизни непреложны, что касаться их преступно, что они вечны, как сама Церковь, и тот, кто отречется их, уже вышел из Церкви, перестал быть христианином».
Основные труды:
• Житие преподобного Сергия Радонежского. Сергиев Посад, 1885.
• Где же наше христианство? Сергиев Посад, 1910.
• Смерть графа Л. Н. Толстого. Сергиев Посад, 1911.
• Мои дневники. Вып. 1-7. Сергиев Посад, 1914—1916.
• «Православие и грядущие судьбы России» (статьи, написанные в 1917 году), издательствово «Русское небо».
НравитсяНравится
Архиепископ Никон (Рождественский) «Меч обоюдоострый» (Из “Троицкого слова” №151—200 за 1913 год), “Санкт— Петербургская типография №6”, 1995 год.
НравитсяНравится
Блж. Николай Кавасила. О жизни во Христе. Слово пятое — неверная ссылка: дата статьи указана как 18 февраля, а должно быть 21.
НравитсяНравится
Может быть, это уже не новость, но теперь и второй том Православно-Догматического Богословия митр. Макария оцифрован полностью (уже 5 дней как)
http://predanie.ru/lib/book/read/172980/ — ссылка непосредственно на книгу (в обход модернистской аннотации).
НравитсяНравится
Благодарю!
НравитсяНравится
Обратил внимание, какой низкий рейтинг читатели «Предания» поставили этой бесценной книге: две звездочки из пяти.
НравитсяНравится
Прямо просится в «Библиотеку» новая статья А.Буздалова «Пленение схоластикой и освобождение софистикой, или еще раз о «юридической» теории искупления» (http://www.bogoslov.ru/text/4114025.html)!
НравитсяНравится
Очень удачная работа, в самом деле! А как Вам предыдущие статьи того же автора из серии против «нравственного монизма»?
НравитсяНравится
По-моему, очень неплохо. Но Вы когда-то высказывали критические замечания, помнится?
НравитсяНравится
Они не прямо в точку попадали. Автор, как бы, не до конца прощупал то, с чем именно он спорит. В последней статье это тоже присутствует, но избрана такая тема, где всё легло на свои места.
Автор дошел в своей разработке истоков «нравственного монизма» до Достоевского. Честь ему и хвала. Но он, кажется, не видит, что полемика антиюридическая, антиформалистическая, иррационалистическая имеет свои истоки далеко вне Православия, а в том же католицизме и протестантизме и массовых идеологиях 16-20 вв.
Вот обратный нашему автору пример: сщмч. Виктор Глазовский, который уже 100 лет назад связал учение митр. Антония и Сергия именно с социнианством! Вот это значит действительно разрубить узел, а не описывать, хотя и бы очень достоверно, его хитросплетения.
НравитсяНравится
Автор, правда, упоминает о немецком идеализме, но не очень уверенно и убедительно это звучит.
НравитсяНравится
Я еще несколько поразмыслил над своими сочинениями, работами А. Буздалина и аналогичными сочинениями людей, которых я считаю антимодернистами. Есть одна важная деталь, которая остается неотмеченной.
Вот идет в разных формах спор о юридизме и антиюридизме, схоластике и антисхоластике и т.п. Хотя обе стороны ссылаются на Святых отцов, на православных (и считающихся православными) авторов, используется по большей части богословская и метафизическая терминология, всё это к богословию отношения не имеет. Это не богословие, потому что решается вопрос идеологический, культурологический, историко-философский, но не богословский. Это почти незаметно для участников, но это именно так. Мы отвечаем на вызовы, которые бросили Церкви А.С. Хомяков, Достоевский, митр. Антоний (Храповицкий), но они выказывали не богословские соображения, а посюсторонние, мирские, хотя, быть может, и возвышенные.
Если кратко, то я призываю осознать, что Осипов, Шмеман, митр. Антоний Сурожский не богословы, они не говорят о Боге, а говорят идеологическими штампами о вопросах ментальных, психологических и о каких угодно, но не о Боге, не о спасении.
НравитсяНравится
Недавно у того же автора появилась статья (только закончил читать) про учение Достоевского о всечеловеческом примирении. http://www.bogoslov.ru/text/4305206.html
И в ней А. Буздалов доходит до истоков воззрений самого Достоевского, в том числе утопических.
Вообще статья весьма хороша.
НравитсяНравится
Статья дает пищу для размышлений. Надо бы написать её разбор, потому что есть к ней некоторые уточнения, но не знаю, стоит ли это делать. В частности, автор с излишним доверием относится к отречению Достоевского от взглядов Фурье. Также непонятны ссылки на проходимца М. Эпштейна и кое-что еще.
НравитсяНравится