Второй Ватиканский собор

1962-1965 — католический собор, в результате которого католицизм официально перешел на модернистские и экуменические позиции. Подготовлен модернистской оппозицией внутри католицизма в кон. 50-х гг. XX в. Созван по инициативе «красного папы» Иоанна XXIII 11 октября 1962 г. Завершился при папе Павле VI 8 декабря 1965 г.

Согласно Иоанну XXIII, цель ВВ. — развитие католической веры, обновление (aggiornamento) христианской жизни, приспособление церковной дисциплины к нуждам и обычаям нашего времени. В результате должна возникнуть Церковь, открытая миру.

В ВВ. принимали участие более 2 тыс. членов. Помимо прямых сотрудников Иоанна XXIII, очень важную роль в манипуляции собором сыграли т.н. periti (эксперты).

Центральными фигурами ВВ. стали кардиналы Августин Беа, Йозеф Фрингс и Л.-Й. Сюненс, а также Анри де Любак, Ив Конгар, М.-Д. Шену. В соборе принимали участие: кардинал Франц Кениг, буд. кардинал Жан Даниелу, буд. кардинал Йоханнес Виллебрандс, Кароль Войтыла (буд. папа Иоанн-Павел II), Йозеф Ратцингер (буд. папа Бенедикт XVI), Ганс Кюнг, Э. Шиллебеекс, глава украинских униатов Иосиф Слипый, униатские «архимандриты» Эммануэль Ланн и Элевферио Фортино и др.

На соборе присутствовал «цвет» православного и протестантского модернизма: еп. Кассиан (Безобразов), митр. Эмилиан (Тимиадис), о. Николай Афанасьев, о. Александр Шмеман, Николай Арсеньев, Павел Евдокимов, Николаос Ниссиотис, представители общины Тезе «брат» Роже и Макс Туриан, Лукас Вишер, Эдмунд Шлинк и т.д. Интересно, что о.А. Шмеман отрицал, что был официальным наблюдателем от Американском Митрополии, а присутствовал на соборе, якобы, частным образом, как special guest.

Иерусалимский Патриархат и Элладская Церковь отказались направить делегацию на ВВ.

Возможность присутствия наблюдателей от Русской Православной Церкви обсуждалась в марте 1959 г. на встрече митр. Николая (Ярушевича) с председателем Совета по делам РПЦ Г.Г. Карповым. Было решено не исключать возможности посылки представителей. В беседе с тем же Г.Г. Карповым в нач. апреля 1959 г. Патриарх Алексий I высказался крайне отрицательно о самой идее делегировать представителей РПЦ на католический собор.

Благодаря прямому участию митр. Никодима (Ротова) представители Русской Православной Церкви были отправлены на ВВ. Во время тайной встречи в августе 1962 г. в Париже с Й. Виллебрандсом митр. Никодим сообщил, что Кремль мог бы согласиться на присутствие наблюдателей Русской Православной Церкви на Втором Ватиканском соборе, если бы Ватикан смог гарантировать, что этот Собор не станет антисоветским форумом. 10 октября 1962 г. Священный Синод постановил принять приглашение Ватикана прислать наблюдателей. В составе делегации: митр. Никодим, буд. митр. Владимир (Котляров), буд. митр. Ювеналий (Поярков), о. Виталий Боровой, о. Ливерий Воронов.

Иоанн XXIII принимает православных и протестантских наблюдателей

В течение всего ВВ. раз в неделю проводились собрания наблюдателей, во время которых Августин Беа комментировал текущую работу собора, а наблюдателям предлагалось высказывать критические замечания по обсуждаемым проектам документов. Перед началом ВВ. госсекретарь Ватикана Чиконьяни принял наблюдателей и вручил им от имени Иоанна XXIII памятные медали его понтификата.

О. Всеволод Шпиллер отзывался о ВВ.:

Какая исчерпывающе ясная картина всего происходящего на [II Ватиканском] Соборе! Дышишь воздухом, которым дышит Собор. Как хорошо показаны дерзания Его и благоразумная осторожность, не только общая направленность, но и внутренний смысл и значение aggiornamento [обновления] Церкви. Нет, никакие попытки девальвации всё углубляющегося и возвышающегося, всё расширяющегося и усиливающегося значения и смысла aggiornamento, никакое иронизирование над этим словом теперь уже нисколько и никогда не умалят силы движения, вышедшего из духовной, я хочу сказать, из священной глубины подлинной соборности, подлинной кафоличности Церкви.

основные документы

ВВ. принял 16 документов.

Конституции:

о богослужебной реформе — Sacrosanctum Concilium

о Церкви — Lumen gentium

о Церкви в современном мире — Gaudium et Spes

о Божественном откровении — Dei Verbum

Декреты:

о миссионерстве — Ad gentes

об униатских «восточных» церквах — Orientalium Ecclesiarum

о пастырском служении епископов в Церкви — Christus Dominus

о служении и жизни пресвитеров — Presbyterorum ordinis

об экуменизме — Unitatis redintegratio

об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям — Perfectae caritatis

о подготовке к священству — Optatam totius

о средствах массовой коммуникации — Inter mirifica

об апостольстве мирян — Apostolicam actuositatem

Декларации:

о религиозной свободе — Dignitatis humanae

о христианском воспитании — Gravissimum educationis

об отношении к нехристианским религиям — Nostra Aetate

предыстория

Уже в первой пол. XIX в. в католицизме возникает сильная модернистская струя с коллективистским, социалистическим оттенком. Одновременно активизируется униатская проповедь в славянском мире, в том числе среди русской интеллигенции. Такими средствами католицизм пытается преодолеть, а скорее переосмыслить, свое политическое, общественное и государственное поражение в Италии, Франции и Германии, где национализм и масонство проводили яростную антикатолическую политику.

Католицизм, в целом, счел невозможным напрямую атаковать современную цивилизацию. Примирение с новым антихристианским порядком в Европе становится основной линией мысли поведения официального католицизма.

Потерпев временную неудачу в 1907 г., когда папа Пий X осудил модернизм как ересь, богословский модернизм, экуменизм и обмирщение уходят временно в подполье.

В кон. 20-х гг. модернизм возрождается, в частности, в таких интеллектуальных центрах как Лувен, Fourviere и Le Saulchoir, в движении «литургического обновления» и в нач. 40-х гг. — в движении «рабочих-священиков». Возникают такие крупные фигуры будущих отцов ВВ. как Ив Конгар, Анри де Любак, Ж-М. Шену, Луи Буйе, Августин Беа и др. Этому сыграли на руку и официальные католические инициативы: в энциклике Пия XI Quas Primas (1925) получает свою окончательную форму новое “социальное” учение Первого Ватиканского собора о Христе-Царе.

В 1943 г. появляется модернистская энциклика Divino afflante Spiritu, которая открыла путь к проникновению в католицизм разрушительных приемов библейской критики.

Несмотря на преследования при Пие XII в 40-х — 50-х гг., модернистское подполье в своих трех основных направлениях — модернизм, богослужебная реформа, обмирщение (социализация) — благополучно дожило до понтификата Иоанна XXIII, когда оно смогло открыто заявить о себе.

созыв собора

Организаторы ВВ. изначально ставили целью «обойти» консервативных католиков, обманом и, если надо насилием, использовать их в своих интересах. Так, Иоанн XXIII объявил о своем намерении созвать собор спустя три месяца после своего избрания — 25 января 1959 г., что сразу застало консервативную Римскую курию врасплох. Больше курия и вообще консервативные католики не оказывают решающего влияния на события.

В 1960 г. Иоанн XXIII создает Секретариат по содействию единству христиан и назначает Августина Беа его президентом. Секретариат был создан в противовес ортодоксальной Римской курии и Конгрегации по делам веры во главе с кардиналом Оттавиани. В ходе подготовки ВВ. было выдвинуто предложение, чтобы все члены собора перед его началом исповедали Никейский Символ веры и принесли присягу против модернизма. Августин Беа протестовал и добился того, что предложение было отвергнуто.

Официально созыв ВВ. был объявлен конституцией Humanae Salutis 25 декабря 1961 г.

Различаются четыре этапа ВВ.

11 октября — 8 декабря 1962 г.

В ходе первой сессии Второго Ватиканского собора 13 октября 1962 г. большинство членов собора отказались следовать повестке дня, составленной курией, и голосовать за предложенных ею кандидатов в соборные комиссии. У Иоанна XXIII, подготовившего совместно Августином Беа эту “революцию”, был готов альтернативный центр руководства собором: Секретариат по содействию единству христиан, во главе с Беа.

Французский кардинал Лиенар предложил каждому члену собора в сане епископа составить свой список. Его поддержал немецкий кардинал Фрингс. После консультаций в состав комиссий ВВ. попали совсем иные лица, по большей части модернисты из Восточной и Северной Европы. В качестве лидеров собора обозначаются кардиналы Альфринк из Голландии и Сюненс из Бельгии. Негласно модернистов поддерживал папа.

Проект документа De fontibus Revelatione (Об источниках Откровения) был рассмотрен 14-21 ноября . Первоначально в нем излагалось учение о том, что Божественное откровение проистекает из двух одинаковых по святости и значимости источников: Священного Писания и Священного Предания. Проект подвергся жесткой критике со стороны либеральных теологов, отстаивавших свою концепцию, согласно которой Предание не имеет Божественного происхождения. Беа отметил, что проект мешает экуменическому диалогу с протестантами. Прошедшее голосование по проекту показало его неприятие большинством участников ВВ., но для полного его отклонения собранных голосов было недостаточно. 21 ноября Иоанн XXIII поддержал модернистов, объявив, что для отклонения этого проекта достаточно простого большинства, и документ был отправлен на доработку.

29 сентября — 4 декабря 1963 г.

После смерти Иоанна XXIII и выборов нового папы Павла VI ВВ. продолжил работу, к которой теперь были привлечены и миряне. Пленарные заседания собора становятся открытыми для наблюдателей и прессы.

Павел VI указал четыре основные цели ВВ.:

- более полно определить природу Церкви и роль епископов;

- обновить Церковь;

- восстановить единство всех христиан, принести извинения за роль католицизма в возникших разделениях;

- начать диалог с современным миром.

В этот период произошло самое запоминающееся событие ВВ.: яростное столкновение между кардиналом Фрингсом и защищавшим консервативную позицию курии кардиналом Оттавиани. Необходимо отметить, что советником Фрингса был Йозеф Ратцингер.

Приняты конституция Sacrosanctum Concilium и декрет Inter Mirifica.

Sacrosanctum Concilium инициировал разрушительную реформу католического богослужения с одной главной целью: большего участия мирян в литургии.

Обсуждение коснулось роли мирян в Церкви, когда модернисты настаивали на широкой самостоятельности мирян, их миссионерстве (апостолате), и даже на «сопричастности» священническому служению. Консерваторы настаивали на сохранении принципа безусловной подчиненности мирян иерархии в церковных вопросах.

На третьем этапе — с 14 сентября по 21 ноября 1964 г. — приняты основные документы ВВ.: Unitatis Redintegratio, Orientalium Ecclesiarum, Lumen Gentium.

Lumen Gentium утверждает:

Единственная Церковь Христова, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую… пребывает в католической Церкви, управляемой преемником Петра и Епископами в общении с ним, хотя и вне её состава обретаются многие начала освящения и истины, которые, будучи дарами, свойственными Церкви Христовой, побуждают к кафолическому единству (Выд. нам.- Ред).

ВВ. провозгласил, что люди, не по своей вине не слышавшие проповеди Евангелия, могут обрести вечное спасение. Встречается здесь и своеобразная католическая «соборность»: собор епископов не может действовать без согласия папы, но сам папа не обязан действовать в согласии с собором, он всегда может свободно осуществлять свою власть.

Было осуществлено предложение кардинала Сюненса о допустимости женщин в число наблюдателей-мирян, на 3-й сессии присутствовали 16 католичек.

В заключение сессии Павел VI объявил об изменении порядка поста перед Причастием — обязательный пост сокращен до одного часа.

В перерыве между сессиями — 27 янв. 1965 г. — был опубликован декрет о внесении изменений в чин мессы. 7 марта Павел VI впервые совершил мессу по «новому» обряду: лицом к народу, на итальянском языке (за исключением евхаристического канона).

четвертый, заключительный, период — 14 сентября — 8 декабря 1965 г.

Создается «Синод епископов» — безвластный консультативный орган при папе.

Самым спорным документом ВВ. стала декларация о религиозной свободе Dignitatis Humanae, за которую проголосовали 1997, а против — 224 члена собора.

Ожесточенные споры вызвала и декларация Nostra Aetate, которая снимала с иудеев вину за Распятие Спасителя и осуждала антисемитизм.

Nostra aetate провозглашает, что католическая церковь не отвергает ничего истинного и святого, что есть в нехристианских религиях. Согласно заявлению Августина Беа, готовившего Nostra Aetate, хотя в декларации говорится о всех нехристианах, отношения католицизма с иудеями были главным вопросом, который стремился разрешить ВВ. В ходе подготовки документа Беа консультировался с ведущими представителями иудейской общины через посредство председателя Всемирного еврейского конгресса Наума Гольдмана. Под “иудеями”, согласно Беа, подразумеваются все потомки Авраама, с которыми Бог заключил Завет, и, утверждает Беа в соборном документе, этот завет сохраняется неизменным и с иудеями, отвергшими Христа. Поэтому иудеи не должны изображаться как отверженные или проклятые Богом. Общее духовное наследие Христиан и иудеев настолько велико, что священный собор стремится поддержать это взаимопонимание и уважение, которое возникает как в результате библиологических и богословских исследований, так и братского диалога.

Последний день Второго Ватиканского собора: Павел VI и митр. Илиупольский Мелитон провозглашают взаимное снятие анафем 1054 г.

В последний день работы ВВ. обнародован текст совместной декларации Павла VI и Патриарха Афинагора о взаимном «снятии» анафем 1054 г. Беа зачитал послание Павла VI Ambulate in dilectione о снятии отлучения с Константинопольского Патриарха Михаила I Кирулария. В свою очередь представителем Константинопольского Патриархата, митр. Илиупольским и Фирским Мелитоном, был оглашен томос Патриарха Афинагора о снятии анафемы с кардинала Гумберта и др. папских легатов.

учение ВВ. об экуменизме

Папой Иоанном XXIII была предложена удобная, хотя и псевдологическая, схема, которая предлагает отождествлять истины веры не со словесным их выражением, а с пониманием и переживанием этих истин верующими. Соответственно, если Православие и традиционный католицизм основываются на неразделимости слова и мысли, то современные католики-экуменисты предлагают шизофренически различать в человеческой речи форму и содержание. Этот прием используется и “православными”-экуменистами, хотя и не играет столь решающей роли.

Католики-экуменисты признают (см. конституцию Lumen Gentium), что в Церкви произошло разделение и что повсюду вне границ Церкви можно обнаружить частичную и неполную Истину. Одновременно католицизм утверждает, что католическая церковь есть полнота благодати и совершенное единство и никогда не была расколота. Целью католического экуменизма становится является поиск большей полноты, хотя при этом исповедуется, что в католицизме есть все необходимое для спасения.

Все верующие во Христа и крещенные во Имя Святой Троицы находятся в общении с Церковью, учит католический экуменизм, хотя это их общение и является несовершенным. Общение с Церковью усматривается Ватиканом даже у тех конфессий, которые не имеют крещения (“Армия спасения”, квакеры и т.п.). Разумеется, постановления ВВ. не объясняют и не могут объяснить, что это за общение и как оно возможно.

«дух» ВВ.

После окончания ВВ. в католический и вообще экуменический обиход вошло понятие «дух Второго Ватиканского собора», в верности которому клянутся и католики, и симпатизирующие им.

После ВВ. быть «католиком» значит верить в то, во что хочешь, и понимать истины веры так, как хочешь. Католицизм — это «культура», а не строгое исповедание с определенными положениями и требованиями.

До ВВ. Церковь воспринималась как основанная Христом и содержащая определенное учение и верная неизменным установлениям. После, Церковь — это сообщество, странствующее во времени и приспосабливающееся к обстоятельствам и эпохам.

До ВВ. католицизм считал себя единственной Церковью. После — как одно из проявлений Церкви, все из которых являются несовершенными.

Переворот, совершенный ВВ., чрезвычайно близок «православным» модернистам, которые на протяжении XX в. осуществили такой же переворот в Православной Церкви, правда, без всякого собора.

Еще по теме:

11.10.2012 Варфоломей I ценит борьбу за экуменическую открытость

06.06.2012 Бесстыдный призыв к реформе русского монашества

29.05.2012 О. Кирилл Говорун обсудит с униатами II Ватиканский собор

архиеп. Аверкий (Таушев). Можно ли говорить о единении христиан вне благодати истины?

Источники

О снятии анафем 1054 года Константинопольским патриархом Афинагором и папой Римским Павлом VI в 1965 году

Википедия

Ватиканский II собор // Православная энциклопедия. Т. 7. СС. 268-303

The Supreme Realist // Time. Friday, Jul. 06, 1962

К пребыванию в Москве монсеньера И. Виллебрандса // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 10. СС. 43-44

The Cardinal’s Setback // Time. Friday, Nov. 23, 1962

Определения Священного Синода 1962.10.10: о подготовке Римско-Католической Церковью Второго Ватиканского Собора // Журнал Московской Патриархии. 1962. № 11. СС. 9-10

Jung-lglesias M. Augustin Bea, Cardinal de I’unite. Paris, 1963

архиеп. Василий (Кривошеин). Les Orthodoxes et le Concile Vatican II // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1963. № 41. СС. 16-21

II Ватиканский собор (замыслы и итоги). М.: Мысль, 1968

Martin, Malachi. Three Popes and the Cardinal, Farrar, Straus and Giroux. New York, 1972

Isambert, François-André. Du Syllabus à Vatican II, ou les avatars de l’intransigeantisme. A propos de deux ouvrages d’Emile Poulat // Revue de sociologie française. 1978. V. 19. № 4. PP. 603-612

Schmidt, Stephan. Augustin Bea, Cardinal der Einheit. Kölln, 1989

Biographical dictionary of Christian theologians. Greenwood Press, 2000

New Catholic encyclopedia: jubilee volume. Gale Group, Catholic University of America, 2001

Vereb, Jerome-Michael. The Ecumenical Endeavour of Cardinal Bea. Rome: Pontifical University of Saint Thomas Aquinas, 2003

Документы II Ватиканского собора. М., 2004

о. Шпиллер, Всеволод. отец Всеволод — Генри де Висшеру. 30 августа 1965 г. // Страницы жизни в сохранившихся письмах. М.: Реглант, 2004. С. 235

Gross, Michael B. The war against Catholicism: liberalism and the anti-Catholic imagination in nineteenth-century. Germany. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 2004

A Dictionary of Jewish–Christian Relations. Cambridge University Press, 2005

Abstracts of Karl Rahner’s unserialized essays. Marquette University Press, 2009

Tavard, George H. Vatican II and the Ecumenical Way. Marquette University Press, 2006

Vatican II: renewal within tradition. Oxford University Press, 2008

Horn, Gerd-Rainer. Western European liberation theology: the first wave, 1924–1959. Oxford University Press, 2008

Boersma, Hans. Nouvelle Theologie and Sacramental Ontology: A Return to Mystery. Oxford University Press, 2009

Schmemann on Vatican II // OrthodoxHistory.org. 08.03.2010

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s